TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Роскошь - это не богатство, это элегантность

ТАТЬЯНА БАСОВА.
В Москве завершилась Неделя высокой моды. Она отмечена двумя
особенностями. Во-первых, количество российских участников
впервые превысило число европейских гостей. Во-вторых, работу
отечественных дизайнеров, а по традиции приз Недели "Золотой
манекен" получают только россияне, оценивал специальный
экспертный совет, в который вошли главные редакторы модных
европейских журналов "Вог", "Мари Клер", "Эль" и других.
Возвращение мохера.
Разумеется, нет ничего удивительного, что зимой носят меха. Но
это в России. В Европе, где много сторонников движения "зеленых",
меха одно время потеряли свою популярность. Нынешней зимой
дорогие натуральные меха вернулись. Собственно меховые коллекции
показали наша Ирина Крутикова и успешно работающая на мировом
рынке с 1925 года итальянская компания "Фенди". Конечно, меха -
это в первую очередь шубы. Они были на все вкусы - длинные,
короткие, широкие, узкие. Но это все мы носили. Хит нынешней зимы
- восхитительные меховые аксессуары. Почти во всех коллекциях
присутствовали горжетки и муфты, воротники и шарфы, сумки и
палантины из самых разных мехов. Потрясающую новинку показал Дом
моды Фенди - роскошные огромные шали из шелка с мехом, отделанные
драгоценной вышивкой.
Еще одно открытие Недели - возвращение мохера. Но не ищите в
шкафах забытые пушистые кофточки, сохранившиеся с семидесятых
годов. Теперь мохер приобрел совершенно иной вид. Это -
блестящая, ворсистая, нежная ткань, из которой делают жакеты,
платья, костюмы. Трикотаж, уже не впервые провозглашенный
модельерами материалом будущего, появится этой зимой в модном
гардеробе в виде уютных свитеров, кофточек, пуловеров.
Третий по популярности материал - кожа, выделанная по новейшим
технологиям, легкая и эластичная. Наша Ирина Селицкая в своей
коллекции попыталась "романтизировать" кожу, сочетая ее с шифоном
и мехом. А вот Дом моды Труссарди, мировую популярность которому
принесли изделия из кожи, продемонстрировал подчеркнуто
урбанистические, строго-элегантные вещи для современных деловых
людей.
Эпоха минимализма продолжается.
Простота линий, чистейшая элегантность кроя, минимум отделок и
деталей - "минимализм" - основное направление мировой моды.
Аскетизм этого направления четко прослеживается и в расцветках
тканей - серые, белые, черные цвета превалируют в одежде.
Наступающая эра Водолея также не предполагает ничего яркого -
цвет льда, оттенки голубого...
- Люди сегодня боятся ярких красок, - сказал дизайнер
знаменитого французского "Дома Роша" Питер О`Брайен. - Меня
огорчило, что на фестивале новых тканей в Париже, наметившем
перспективы до двухтысячного года, совсем не было ничего
пестрого, жизнерадостного. Сам я люблю сочный цвет, скроенные "по
косой" юбки - женственные и волнующие. Меня вдохновляет мода
конца прошлого века.
Ностальгия по модерну.
Не один О&Брайен вспоминает те времена. Почти в каждой
коллекции можно было заметить мотивы модерна. В истории
существовало всего два стиля, в основе которых лежат
ассимметричные композиции, - рококо, черпавший идеи в китайском
шинуазри, и модерн, взявший за основу национальный костюм и
утонченно-философское искусство Японии. Расцвет модерна пришелся
на рубеж веков. И вот снова возвратились асимметричные косые
застежки, запахи, широкие рукава...
Возможно, смутное время конца века заставляет людей
углубляться в себя, осмысливая минувшее, задумываясь над
будущим?.. Так или иначе, но реминисценции и ассоциации времен
модерна явно видны в сегодняшней моде. Коллекция Татьяны
Беляковской прямо называлась "Японский синдром". Японские женщины
считаются самыми изысканными и женственными в мире. Платья
Беляковской откровенно нарядные, чистых, радостных цветов,
украшены дорогой бисерной вышивкой, предлагают забыть о темном и
злом, войти в мир света и роскоши.
Женщина немыслима без роскоши.
"Роскошь не имеет ничего общего с богатством. Роскошь - это
элегантность", - говорила Коко Шанель, создавшая образ новой
женщины ХХ века. Она также утверждала, что у моды нет возраста. С
высказываниями Великой Мадемуазель согласна мадам Розетт
Торрент-Метт: "Я убеждена, что главное для женщины - стиль, а он
вне возраста и моды. Каждая женщина хочет быть красивой, нарядной
и женственной. Я даю им идею, мечту. Я люблю насыщенные цвета.
Мой цвет по знаку Овна - красный. Кроме того, у меня русские
корни и я часто использую в своих работах мотивы ярких народных
костюмов России". Мадам Торрент предлагает носить широкополые
шляпы, пальто и костюмы мягких, облегающих фигуру линий,
великолепные шелковые платья.
Haute couture по-русски.
- Как смотрятся наши модельеры на фоне европейских мастеров?
- Этот вопрос я задала секретарю экспертного совета, вице-
президенту Союза дизайнеров России, пожалуй, самому крупному
сегодня специалисту в области российской моды Ирэн Андреевой.
- Плохо. Не в смысле их творческого потенциала или идей. Но
мода - это идея, которую должны принять сотни тысяч, миллионы
людей, последовать ей. Такой моды у нас, к сожалению, нет. Нашим
дизайнерам не хватает материальной базы, начиная от тканей,
пуговиц, тесьмы, кончая хорошо обученными закройщиками и
портными.
Вторая беда - практически все наши модельеры - художники в
чистом понимании этого слова. Европейские знаменитости моды
начинали и сегодня начинают с того, что подают булавки более
знаменитым. Они познают таинства наколки, овладевают секретами
кроя. Наши же дизайнеры в большинстве своем могут нарисовать
великолепный фасон, но не представляют, как платье будет
выглядеть сбоку, сзади. Отсюда постоянное насилие над тканью,
разлад между материалом, фасоном и кроем. Это сразу бросается в
глаза.
- Можно ли сказать, что Ассоциация высокой моды России -
национальный вариант от кутюр?
- В России нет и никогда не было Синдиката высокой моды, и
смешно было бы создавать его сейчас, когда европейские дома от
кутюр испытывают большие трудности и постепенно преобразовываются
в прет-а-порте. Ассоциация пытается собрать все лучшие силы,
которые у нас появляются, дать им шанс показать свои работы на
самом высоком уровне. Участие в Неделе для молодых модельеров -
грандиозный стимул в творчестве, невероятное поощрение. Я считаю,
что создание ассоциации - великое дело, и готова помогать ее
работе всеми силами.
- Какое впечатление произвели на вас юные дебютанты Недели -
Алиса Толкачева и Евгений Трефилов?
- Задатки у них, безусловно, есть, но необходимы были бы еще
2- 3 года напряженного, тяжелого труда. Алисе также следует
поработать над своим вкусом.
- Но ведь она уже сделала костюмы для множества клипов
знаменитостей эстрады...
- Вот-вот. Типичная ситуация для России. Все наоборот. Если
западные дома моды называют своих знаменитых клиентов, то этим
подтверждают свои возможности и профессионализм. У нас с этого
начинают. Сценический костюм это совсем не то, что делает
модельера модельером. Мы никак не поймем, что модельер -
создатель моды для миллионов, а не костюмов для единиц. Модельер
должен создавать новые линии, а не накладывать фасон на старую
конструкцию. Сегодня это не проходит.
-Но есть и те, кто это понимает?
- Конечно! Вика Андриянова, например, отлично чувствует крой.
У нее хорошая школа. Мне понравилась коллекция Татьяны
Парфеновой.
Она умеет делать одежду для того, чтобы ее носили, а не для
того, чтобы иллюстрировать ею свои идеи. На этот раз она
использовала нарукавники, у которых, по-моему, большое будущее в
нынешней моде с ее вариантностью и взаимозаменяемостью. Они и
многие другие, скажем, Юдашкин, Греков, Крутикова, Соселия,
оказывают влияния на формирование моды в России.
Итак, Неделя завершена. Главный приз - "Золотой манекен"
получил Игорь Чапурин.




04-12-1998, Труд