TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Губернаторский совет

ИЖДИВЕНЦЕМ БЫТЬ НЕВЫГОДНО РОССИЯ БУДЕТ СИЛЬНА РЕГИОНАМИ, ЕСЛИ
ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛИЗМА НЕ "НАКАПЛИВАТЬ", А ЭФФЕКТИВНО ИХ РЕШАТЬ.
Геннадий САЗОНОВ.
Некоторое время назад по стране разнеслась "сенсация" -
Вологодская область намерена "отделиться от России", создать
нечто вроде республики. Эту легенду раздули журналисты, но под
ней была и реальная основа - местные власти ратовали за равные
права региона в составе Федерации. Много воды утекло с тех пор,
кое-что удалось сделать в укреплении взаимоотношений "центра" и
регионов, но предстоит еще больше. Об этом корреспондент "Труда"
беседует с губернатором области, членом Совета Федерации
Вячеславом ПОЗГАЛЕВЫМ.
- Какими представляете вы себе модель подлинного федера лизма
в России и принципы взаимоотношений центра с регионами?
-Я не открою чего-то особенно нового, если напомню: наша
Россия - огромная страна, и управлять из Москвы областью,
городом, поселком, заботиться о благополучии живущих там людей,
как это было прежде, сегодня просто нелепо. Последние события на
Северном Кавказе, когда в восстановлении нормальной жизни на
освобожденных от боевиков-экстремистов территориях самостоятельно
участвуют целые края и области (вологжане помогали строительным
лесом), еще раз показывают, насколько велика роль регионов в
государственном строительстве. И опять же, если анализировать
"кавказскую проблему", то мы увидим, что возникновение ее лежит в
плоскости федерализма - Чеченская республика требовала себе
"особых свобод и прав". Чем все это обернулось, вы знаете. Мой
личный опыт хозяйственника и политика подсказывает, что подлинный
федерализм в России можно построить по такой системе законов,
намерений, действий, когда они выгодны и государству в целом, и
удовлетворяют интересы самих регионов. И ясно, что прочность
государства, а следовательно, и федерализма может иметь под собой
только одну основу - достаточную экономическую самостоятельность
территорий.
- Все годы реформ вологжане доказывали, что "иждивенцем быть
невыгодно", держались "на плаву", являясь среди немногих донором
федерального бюджета. Есть ли в том заслуга федерального центра
или это результат "экономической самостоятельности региона"?
- Когда три года назад меня избрали губернатором, область
раздирали противоречия между враждовавшими политическими партиями
и организациями, шла война между исполнительной и законодательной
властями - словом, раскол. Главное было - консолидировать
население, направить энергию людей на созидание, а не на
разрушение, и это, слава Богу, удалось. Мы поставили перед собой
цель - к 2005 году восстановить доперестроечный уровень
производства и реальной заработной платы, причем на экономической
основе. За годы реформ у нас ни одно предприятие не было
ликвидировано, хотя некоторые прошли через банкротство, через
спад производства. Для меня не существует вопроса: надо
поддерживать отечественного производителя или нет? А кто же его
тогда будет поддерживать? Я по опыту знаю, что разумная
государственная поддержка отечественного товаропроизводителя
окупается сторицей. Наша работа в этом направлении убеждает
громче любых призывов. Удалось добиться рос та объемов
производства в легкой промышленности и на предприятиях лесного
комплекса именно благодаря участию в решении их проблем местных
властей. Сегодня наша область в числе четырех российских
регионов, где спад производства за годы реформ не был
катастрофическим.
Да, федеральный центр способствовал тому. На свой страх и риск
мы наполняли федерализм тем конкретным содержанием, которого
требовала жизнь. Мы подписали договор с президентом о разделении
прав и полномочий, пакет соглашений с правительством об
увеличении прав, подрядка 50 договоров с субъектами Федерации и
международными партнерами.
Но нельзя сказать, что все здесь гладко и нет проблем. Возьмем
такой жгучий вопрос, как заработная плата. Несмотря на общую
благоприятную обстановку, многие мои земляки едва сводят концы с
концами. Даже работники ведущих профессий металлургического
гиганта "Северсталь" в Череповце получают лишь половину того, что
они имели в советское время. На мой взгляд, тут можно выделить
два момента. Существующая система налогообложения не
заинтересовывает предприятия в значительном повышении заработной
платы - это сразу ухудшает их экономику. С другой стороны,
федеральный бюджет забирает 52 процента доходов, образуемых на
территории. И вот это совершенно неразумно. У себя в области мы
пытаемся сделать все от нас зависящее. За последнее время,
например, трижды повысили заработную плату, в том числе дважды -
работникам бюджетной сферы. Но в одиночку одолеть это трудно. Вот
в подобном случае и должен действовать механизм федерализма,
учитывающий интересы региона.
- Вячеслав Евгеньевич, немалую роль в экономике региона играют
предприятия Газпрома. Как вы оцениваете сотрудничество с
компанией?
- Я очень рад, что мы постоянно находим общий язык в решении и
локальных, и серьезных долговременных экономических проблем. Вы,
на верное, помните историю с приватизацией череповецкого "Азота".
Именно Газпром вместе с федеральным центром и администрацией
области помог коллективу встать на ноги после падения. А вот
недавняя ситуация, когда наши предприятия задолжали компании
сотни миллионов рублей за газ. Неминуемы были бы арбитражные
суды, а возможно, и банкротство некоторых из них. Мы же
предложили часть долга - 500 миллионов рублей - передать области
с тем, чтобы мы взыскали средства. Но. пойдут они не в Москву, а
на газификацию области. В итоге это выгодно и Газпрому, и
региону.
- B завершение еще вопрос. Какого равноправия желали бы вы
Вологодской области в сравнении с республиками?
-Да, мы хотели бы иметь больше свобод и прав. Скажем, в
вопросах законотворчества. Вот возьмем налоги - сегодня они
жестко регламентированы федеральным законом. Но бывают ситуации,
когда мы могли бы сами вводить какие-то временные налоги, скажем,
для строительства дорог Мы желали бы также, чтобы с мнением
области считались при создании новых федеральных структур. Ныне
они плодятся, как грибы после дождя. Нередко мы узнаем об их
существовании как об уже свершившемся факте, причем большинство
из них дублирует функции отделов и подразделений областной
администрации.
Зачем нам "лишние люди", зачем такое расточительство?
Думаю, не у одного меня, но и у других руководителей регионов
пожеланий и предложений много. Настала пора обсудить их на самом
высоком уровне. Полагаю, что по принципу президентского совета по
местному самоуправлению не мешало бы создать подобный орган и по
совершенствованию федеративных отношений. Войти в него могли бы и
представители регионов.




04-12-1999, Труд