Анатомия скандала
"НЕ НАДО МИЛОСТЫНИ. КУПИТЕ БИЛЕТ".
Ядвига ЮФЕРОВА.
Эта фотография в "Дейли телеграф" трех элегантных музыкантов,
"играющих по нотам ради подаяния перед торговым центром
Макдоналдс" в городе Свонси, вызвала в минувшие выходные бурю
эмоций.
Почитатели классики, равно как и остальные добропорядочные
британцы, ужасно огорчились, что 86 артистов остановились в
молодежном кемпинге, едят один раз в день, на их концерты никто
не покупает билеты, хотя стоят по здешним понятиям они очень
дешево: 8 фунтов. Мои шотландские друзья (и не только они) тут же
решили помочь "Российскому национальному филармоническому
оркестру" достойно завершить турне и вернуться на Родину.
Почему же Россия (а за границей любой гражданин, не говоря уж
об оркестре, всегда в какой-то мере посол страны) попала в столь
неловкое положение? И что это за коллектив? Оркестра с таким
названием в РФ просто нет. Как он оказался в Англии? Ведь на
Британские острова муха без визы не влетит, не говоря уж о сотне
русских.
Первый звонок, естественно, в российское посольство в Лондоне.
Там также обескуражены телесюжетами и газетными публикациями: по
государственной линии подобных гастролей не значится. Вот был
недавно Большой театр, вспоминает советник посольства Александр
Болдырев, так об этом знали все и все работали на его успех. Это
норма. К сожалению, продолжил Александр, наша постсоветская жизнь
состоит больше из исключений. "Отсидев срок" за железным
занавесом, многие артисты теперь самостоятельно рвутся за границу
на заработки по первому зову любого авантюриста, выдающего себя
за импресарио. В Великобритании уже собирали всем миром по пенсу
для несчастной цирковой группы, чтобы звери и люди не умерли с
голоду. То был не единственный эпизод, когда у горе-гастролеров
не имелось денег даже на обратный билет. Были дьявольские случаи,
когда русские артисты и артистки продавали не только музыку, но и
душу заодно с бренным телом. По двадцать фунтов:
Вмиг обретший невеселую известность оркестр кочевал по дорогам
Англии, связаться с ним в тот день так и не удалось. Кто- то
предположил, что, возможно, это коллектив из города Томска. Там
работает дирижером цитируемый британской прессой Богуслав
Давыдов.
Звоню в Томск, в департамент культуры, где немедленно
подтверждают: наши! И не без гордости - это старейший
симфонический оркестр Сибири, недавно ему присвоено звание
академического. Полтора года томичей обхаживал импресарио из
Амстердама: предложил мировое турне из 400 концертов, пообещал
всех богачей Европы сделать спонсорами. Кто из наших артистов,
состоящих на скудном госпайке (в Томске областной "культурный
бюджет" даже ниже федерального - 1,4 процента), сможет против
такой манны устоять? Музыканты уехали в начале ноября поездом в
Варшаву, там пересели на автобусы. Гастроли по контракту начались
в Голландии и должны были на следующей неделе завершиться в
Англии.
В конце концов выхожу на связь с оркестром, громко названным
за рубежом "российским национальным". Для лучшей продажи. Россия,
знаете ли, великая торговая марка по музыкальной части. Но ни
одних музыкантов в мире (разве еще украинских, белорусских и
румынских) не унижают так, как русских.
Как и можно было предположить, "во всем виноват импресарио
Марко Гутерес с голландской фирмой "Гастон менеджмент", решивший
заработать на восточноевропейских музыкантах". Фирма брала на
себя расходы на питание, проживание, передвижение по Европе на
автобусах и обязалась платить музыкантам по 20 долларов суточных
в день в течение гастрольного месяца.
- По чистому холодному уму, - говорит главный дирижер
симфонического оркестра Томской филармонии Богуслав Давыдов,
скрепивший тот договор своей подписью, - теперь бы сюда никто не
поехал Нам обещали уйму благотворителей. Но в Амстердаме Марио
Гутерес вдруг заявил, что работает только от продажи билетов.
Меценатство осталось на бумаге, хотя весь мировой опыт
свидетельствует, что турне симфонического оркестра нереально без
спонсоров. Нам перестали выплачивать какие-либо деньги и начали
селить по казарменному типу в удручающих гостиницах с
двухъярусными кроватями. Менеджмент оказался ужасным. Когда в
Свонси билетов было продано столько, сколько музыкантов в
оркестре, нам посоветовали в целях рекламы выйти на улицу, играть
и раздавать буклеты. В итоге в "Дейли телеграф" появилась
заметка, что русские просят милостыню. Потом еще одна - о том,
сколько людей (спасибо им!) решили нам помочь. Однако мы говорим:
"Не подавайте милостыню, купите лучше билеты на наш концерт".
И все-таки эта драматическая история не слишком русская - у
нее, кажется, есть хеппи-энд. Помнится, добрая фея сделала бедной
Золушке из тыквы карету, а из серых мышек - кучера и лошадей,
чтобы та поехала на бал и встретила своего принца. Томичи сели в
свои автобусы и поехали на очередной концерт в университетский
Оксфорд. Их встретил овацией тысячный зал! Скандал в прессе,
словно добрая фея, сделал немыслимую (в буквальном смысле)
рекламу. "Я никогда в жизни еще не дирижировал Пятой симфонией
Чайковского так, как в этот вечер, - говорит Давыдов.- Вчера
появились замечательные рецензии. Позвонили из Лондона, одна из
телекомпаний хотела бы сделать запись наших концертов".
...Этих загадочных русских есть за что любить, уверены
британцы.
04-12-1999, Труд