TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ЗАРПЛАТА-2001 У КОГО ПОЛУЧКА В НЫНЕШНЕМ ГОДУ УВЕЛИЧИТСЯ И НАСКОЛЬКО? Одно из популярных новогодних пожеланий помимо непременно упоминаемого здоровья - чтобы зарплату прибавили, и побольше

Об этом и в праздники, и в будни мечтают многие граждане.
Сбудутся ли их надежды в 2001-м? Потяжелеет ли получка, скажем, у
врачей, медсестер, учителей, тружеников "культурного фронта",
словом, работников бюджетной сферы, многие из которых уже не
первый год живут очень бедно? Что принесет, к примеру, увеличение
с 1 января ставок Единой тарифной сетки (ЕТС)?
После ознакомления с соответствующими документами мой
оптимизм, скажу откровенно, особо пока не окреп. Бесстрастные
цифры свидетельствовали: кардинальных перемен в этой сфере пока
не предвидится, хотя позитивные подвижки начались. Впрочем, обо
всем по порядку. Тарифные ставки ЕТС с начала нынешнего года
действительно повысились - правда, некоторые из них лишь на 23
рубля (3-го и 4-го разрядов), но другие - на 30-220 "рэ", а
максимальное увеличение составило 243. Последняя прибавка
относится к высшему, 18-му разряду. Его имеют руководители
бюджетных учреждений, предприятий, ректоры вузов, главные врачи
больниц и поликлиник, словом, начальство. Ставка у них выросла с
1086 до 1329 рублей. Прибавка вроде бы существенная, однако на
самом деле деньги не такие уж большие. Ибо и этот новый тариф -
ниже прожиточного минимума, который еще в третьем квартале
прошлого года составлял для трудоспособных граждан 1350 рублей.
Понятно, если уж у руководителей низкие ставки, то что говорить
про остальных работников.
Впрочем, читатель может сам сделать выводы. Приведу новые
тарифы (округляя суммы в пределах 10 копеек) по всем 18 разрядам:
2001 год (январь - июнь).
1-й разряд 200 рублей.
2-й 210.
3-й 233,1.
4-й 252,1.
5-й 285,1.
6-й 322,1.
7-й 364,3.
8-й 411,8.
9-й 466.
10-й 526,7.
11-й 595,3.
12-й 673,2.
13-й 760,3.
14-й 859,3.
15-й 971,5.
16-й 1078,4.
17-й 1197,2.
18-й 1329,2.
Посмотрим теперь, что стоит за этими цифрами. Младшей
медицинской сестре, например, может быть присвоен, как следует из
постановления правительства от 14 октября 1992 года, только 2-й
или 3-й разряд. Таким образом, ее тарифная ставка теперь будет
210 или 233,1 рубля. Даже если с учетом всевозможных надбавок и
доплат медсестра станет получать 500-600 рублей, все равно, как
ни экономь, эти деньги не "растянешь" больше чем на 10-12 дней.
Новая ставка врача с 1 января 2001 года - от 411 до 971 рубля,
учителя - от 364 до 859. Размер всех 18 новых тарифных ставок -
по-прежнему ниже прожиточного минимума. Причем на первых семи
разрядах новые тарифы меньше суммы, необходимой для выживания, в
4-7 раз (!).
Нередко приходится слышать, что, мол, не стоит бить тревогу,
ибо на низших ставках сегодня практически никто и не работает.
Однако это не так. По официальным данным, около трех миллионов
человек имеют второй, третий или четвертый квалификационные
разряды - дежурные бюро пропусков, табельщики, экспедиторы,
секретари-машинистки, делопроизводители, кассиры, просто
машинистки... В редакционной почте немало писем, авторы которых
пишут, что получают всего 150-200 рублей, а инженеры - 400-600.
"Мой 50-летний сын живет вдвоем с работающей женой, но их
зарплаты не хватает для выживания, и я помогаю им из своей
пенсии, - пишет Г. Лаврентьев из города Кулебаки. - Впереди у нас
- полуголодное, полухолодное существование, пока мы и другой
"балласт" не вымрем. Миллионы россиян оказались в России людьми
без будущего. Как это несправедливо!".
Горько читать подобные письма. При безусловных позитивных
переменах, произошедших в прошлом году (численность крайне
нуждающихся сократилась с 60 до 46 миллионов человек), все же
почти треть населения остается пока за чертой бедности. Недавний
опрос ВЦИОМ показал: 39 процентов россиян продолжают испытывать
усталость, безразличие; 16 процентов - страх. Хотя каждый третий
опрошенный заявил, что у него "окрепла надежда". Накопившиеся за
десятилетие реформ социальные тяготы затрудняют движение страны
вперед. Нельзя не согласиться с Владимиром Путиным, когда он
говорит, что экономические преобразования в России "трудно
осуществлять, если наблюдаются негативные социальные процессы". В
этом плане чрезвычайно низкая зарплата у десятков миллионов
россиян - одна из самых болевых точек в нашем обществе.
Но, может быть, во втором полугодии, когда тарифные ставки
будут еще раз увеличены, ситуация улучшится? Это повышение
коснется только первых шести разрядов и будет настолько малым,
что говорить о позитивных переменах всерьез рано. Вот какими
станут тарифные ставки после 1 июля нынешнего года:
2001 год (июль-декабрь).
1-й разряд 300 рублей.
2-й 310.
3-й 320.
4-й 330.
5-й 340.
6-й 350.
По остальным 12 разрядам ставки после 1 июля не изменятся.
Словом, надеяться бюджетникам на серьезную прибавку не
приходится.
Новые тарифы не вытащат из нищеты основную массу работников
бюджетной сферы, а их, между прочим, 15 миллионов человек (за
исключением, может быть, тех, кто получает деньги еще и из
коммерческих фондов). Картина будет еще более контрастной, если
сравнить новые тарифы со среднероссийской зарплатой в ноябре
прошлого года - 2534 рубля и с прогнозируемой в 2001-м - 2892
(кстати, и здесь темпы роста существенно ниже прошлогодних).
Словом, с низкими тарифами мы подойдем к 2002 году. Некоторая
надежда остается на дополнительные доходы казны (если они будут),
часть которых может быть направлена на повышение зарплаты. Но
даже в лучшем случае надбавки окажутся не столь уж большими, и
получка в этой сфере так и не станет пока надежным якорем
семейного бюджета.
Мне могут возразить, что реальные заработки нередко раза в
2-2,5 выше "голого" тарифа, и значит, по нему нельзя судить об
уровне жизни. Что ж, в ответ, не тратя время на споры, приведу
данные Госкомстата о средней начисленной (но далеко не всегда
выплаченной) октябрьской зарплате в некоторых отраслях:
Образование 1314 рублей.
Здравоохранение и социальное обеспечение 1386.
Культура и искусство 1314.
Промышленность в целом 3215.
в том числе нефтедобывающая 10898.
цветная металлургия 6816.
легкая 1449.
Сельское хозяйство 995.
Нетрудно увидеть, что зарплата бюджетников в основном ниже
прожиточного минимума и в два с половиной раза меньше, чем в
промышленности. Это не нормально, как и 10-кратный разрыв в
уровне оплаты труда между отраслями (и такая же колоссальная
дифференциация между регионами). В общей сложности, как показали
исследования, более 30 процентов наемных работников (около 18
миллионов человек) получают зарплату, на которую невозможно
продержаться без "приработка" месяц даже одному, не говоря уж о
семье.
Несмотря на тревожную ситуацию, политика доходов остается
чрезвычайно жесткой. Реальная зарплата в целом по стране (а не
только в бюджетном секторе), хотя и выросла в прошлом году почти
на четверть, но от уровня докризисного 1997-го все еще отстает на
16,3 процента. При таких темпах серьезные позитивные перемены в
социальной сфере произойдут не скоро.
Похоже, это не очень волнует и некоторых уже новых идеологов
экономических реформ (о прежних "все" сказано). Еще не так давно
предполагалось, что минимальная зарплата сравняется с прожиточным
минимумом в 2005 году. Теперь, насколько известно, эту цель хотят
отодвинуть на более дальнюю перспективу. Между тем доля оплаты
труда наемных работников в валовом внутреннем продукте в России
существенно ниже, чем во многих развитых странах. У нас, по моим
расчетам, этот показатель составляет (включая отчисления
работодателей на социальные цели) 32 процента от ВВП, а в
Великобритании - 54,2; Германии - 53,7; США - 60; Франции - 52,2;
Швеции - 58,8; Японии - 55,9. Выходит, серьезно недоплачивают
россиянам. Госкомстат, правда, прибавляет еще и скрытую зарплату,
получаемую в теневом секторе. Не очень ясно, какая доля ее
приходится на наемных работников, а какая - на
предпринимательский доход. Как бы то ни было, сравнение не в нашу
пользу.
Не стоит утешать себя тем, что в ряде стран СНГ заработки
ниже, чем в России (в сентябре в пересчете на американскую валюту
средняя зарплата в Азербайджане составляла 45 долларов; Армении -
41; Киргизстане - 25; Молдове - 35; у нас - 86; Таджикистане -
8,8; Украине - 46; Казахстане - 101). Российские власти должны
прежде всего думать о своих гражданах. Низкая зарплата не только
тормозит проведение реформ, но и меняет отношение людей к своему
делу. Будет ли выкладываться на уроках униженный нищетой учитель,
приходящий в школу в дырявых, промокающих ботинках? Станет ли
повышать свою квалификацию врач, у которого нет денег не только
на покупку научных журналов, но даже и на оплату квартиры?
Недавно московская деловая газета сообщила, что, по ее
сведениям, зарплата первого вице-президента одной из нефтяных
компаний (до недавнего времени он занимал должность начальника
управления Минтопэнерго) составляет около 1 миллиона долларов в
год. Можно только порадоваться за высокопоставленного менеджера.
Но когда 18 миллионов других россиян получают зарплату меньше
прожиточного минимума, трудно отделаться от мысли, что в политике
доходов у нас многое за эти годы запущено. В федеральных
министерствах говорят, что главная ответственность за выплаты
бюджетникам лежит на властях субъектов Федерации, а те в свою
очередь сетуют (за редким исключением) на нехватку денег Этот
"пинг-понг" слишком затянулся.
В небюджетном секторе - вообще темный лес. Дифференциация в
оплате здесь просто фантастическая. А где же, спрашивается,
профсоюзы? Какова их роль? Многие профсоюзные лидеры на
предприятиях либо "прикормлены", либо на пушечный выстрел не
подпускаются к "коммерческим тайнам". Невеселая получается
картина. Пора, видимо, разрабатывать и вводить более оптимальные
правила игры. Не вызывает сомнений, что политика доходов должна
быстрее становиться существенно более эффективной.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ, политический обозреватель "Труда".




05-01-2001, Труд