TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Сельпо почти не дышит ударим кооперацией по монополизму

Помните, у Маяковского: "Стала оперяться моя кооперация"? Речь
шла о периоде нэпа, когда в революционной России на короткое
время вспомнили о пользе рыночной экономики.
О рынке нынче разве что ленивый не говорит. Но ведь кооперация
- это рыночные отношения. И, как ни горько это признать,
худо-бедно она существовала даже в плановой советской экономике.
Теперь кооперация практически мертва. Этой осенью, как и в
прошлые годы, наблюдал одну и ту же картину. Как только начинают
убирать урожай на миллионах дачных и садово- огородных участков,
тут же появляется стая хищных заготовителей, скупающих картошку,
овощи, мясо по баснословно низким ценам, чтобы на городских
рынках продать все это втридорога. Ясно, что при этом страдают не
только горожане, покупающие продукты на рынке, но и сами
новоявленные "крестьяне". А ведь это они в основном кормят сейчас
страну. По овощам, фруктам, да частично и мясу, молоку их
"жалкие" участки дают до 80 процентов производимой в России
сельскохозяйственной продукции. Так что помощь тем, кто скромно и
тихо работает в этом "цехе" российского агрокомплекса, должна
быть одной из важнейших обязанностей властей.
Что же можно придумать, чтобы сделать более эффективным труд
людей, которые с ранней весны и до поздней осени гнут спину на
своем маленьком участке, проводя там весь остаток своей
пенсионерской жизни? А придумывать ничего и не нужно. Все давно
не только придумано, но уже с успехом и широко испытано жизнью. Я
имею в виду ту же потребкооперацию. В начале века она бурно
развивалась, демонстрируя высокую эффективность. Потом
гражданская война, коллективизация в корне подорвали эту форму
производственного сотрудничества крестьян. Но я в давнюю пору,
когда был председателем колхоза, еще застал ее угасание и успел
оценить по достоинству многие выгоды потребкооперации для жителей
села. Напомню основной принцип ее работы, который сейчас,
кажется, начисто забыт не только населением, но и теми, кто эту
кооперацию возглавляет.
На нижней иерархической ступени потребкооперации - то самое
сельпо, которое еще недавно было чуть ли не в каждом российском
селе. Казалось бы, сельпо - обычный сельский магазин. Но это не
так. Точнее будет сказать - семейный, домашний магазин, только
владельцы его объединяются не по родственному признаку, а по
готовности честно сотрудничать на благо общего дела. Они
вкладывают свои скромные средства на открытие магазина, становясь
его пайщиками, а нанятые ими работники закупают оптом самые
дешевые продукты, которые затем продаются без "накрута"
односельчанам. Короче, сельпо занимается тем же, что делает любая
хозяйка, отправляясь за покупками не в дорогой "комок" или
супермаркет, а как можно ближе к производителю, в "заводской"
магазин, где товар порой в несколько раз дешевле. Вот и сельпо
превращается в такую "коллективную хозяйку". И отличается оно от
обычного магазина тем, что, как любая хозяйка, руководствуется не
стремлением получить прибыль на перепродаже купленного, а
желанием накормить семью как можно дешевле и качественнее.
Сельпо, по изначальной задумке своей, - предприятие
некоммерческое в общей коммерческой системе торговли. Но это лишь
одна - потребительская - функция кооперации. Есть и другая -
заготовительная.
Сельпо - лишь начало длинной цепи. Оно органично включено в
райпотребсоюз - областной, республиканский, общероссийский союз
потребительских обществ. И это не бюрократическая централизация,
а своеобразный единый рынок, обслуживающий жителей села. Та же
картошка, сданная в подмосковное сельпо, может быть продана и в
Саратове, если там на нее хороший спрос, и в любом другом месте,
где не уродилась. А ведь сейчас у крестьян две мороки: недород
ничуть не лучше богатого урожая - при нашей непродуманной системе
сбыта и торговли хороший урожай часто обречен на гибель.
Вспоминаю свои давние деревенские впечатления годов так 50-х.
Только в сельпо и рядовой колхозник, и я, председатель, могли
сдать корзину яиц, бидон молока. Только в сельпо на правах
пайщика я мог иногда "неожиданно" купить сахар, доски, валенки,
швейную машинку. Почему "иногда", почему "неожиданно"? Да потому,
что в системе фондирования потребкооперация была оттеснена
государством в самый хвост очередников. Хотя и в этих условиях
наиболее деловые кооператоры ухитрялись творить чудеса, вот и
появлялись в сельпо иногда мотоциклы и даже автомобили.
Вспоминаю годы 70-е - свою поездку в Латвию, в Талсинский
район. Там кооператоры даже в суровых советских условиях сумели
развернуться. При тогдашней сверхцентрализации они продавали в
Англию 40 процентов произведенной в районе свинины беконного
откорма, в Германию - до 500 тонн квашеной капусты провансаль, в
Японию (!) вывозили джемы из дикорастущих ягод. А на вырученные
деньги покупали зарубежную технику, оборудование. Но и их
задавило советское государство, которому была не мила
предприимчивость энергичных людей. Все годы советской власти шел
такой жестокий процесс огосударствления и колхозов, и
потребкооперации, что от разумных принципов, которые в них
закладывались, остались рожки да ножки.
Предвижу возражения: к чему эти грустные вздохи о прошлом
потребкооперации? Ведь сейчас на рынках у нас - не просто
достаток, но даже избыток разнообразного товара. Отвечу: этот
избыток существует потому, что в нынешней торговле любой товар
подвергается такому "накруту" высоковольтных ценовых проводов,
что дотронуться до них смертельно опасно. И в основном-то
покупаем мы не свои натуральные продукты, а красиво упакованный
импорт. Вот тут бы потребкооперации и вмешаться, оказать свое
здоровое влияние. Да, это нелегко и даже опасно: "новые русские",
как клопы, присосались к худосочному телу селян, взяли на рынках
всю власть в свои руки и решительно расправляются с любым, кто
осмелится нарушить их монополию. Они сделают все, чтобы
потребкооперация дышала на ладан.
Во время поездок в глубинку я обязательно заглядываю в
развалюхи, где догнивает эта организация. Грустное зрелище.
Прилавки ломятся от длинного ряда разнообразных водок
сомнительного производства. Закуска к ним, наоборот, однообразна
- "сникерс" или буханка черствого хлеба. Закупками продуктов у
населения уже давно никто не занимается. А ведь, казалось бы,
теперь, когда рынок пытаются запустить на всю мощь, кооперация и
должна бы расцветать. Почему же этого не происходит?
За ответом обращаюсь в Центросоюз РФ, уютно расположившийся в
изящном особняке в центре Москвы. Там получаю справку: все в их
ведомстве хорошо. "Потребкооперация имеет сейчас 90 тысяч
магазинов, более 9 тысяч предприятий общественного питания, 5
тысяч промышленных предприятий и цехов по производству продуктов
повседневного спроса..." Ну, во-первых, это не так уж много для
громадной страны. А во-вторых, магазины эти или сверкают пустыми
полками, или повторяют городской ассортимент в ухудшенном
варианте. А перерабатывающие предприятия, если живы, работают на
чем угодно, только не на том сырье, которое поставляют сельчане
со своих участков. Зато, как свидетельствует упомянутая справка,
"потребкооперация России достойно представлена в руководящих
органах Международного кооперативного альянса. Председатель
совета Центросоюза РФ является членом Правления МКА, председатель
правления Центросоюза РФ - членом Европейского совета МКА и
вице-председателем Глобального женского комитета МКА, другие его
представители состоят членами различных комитетов МКА"...
Конечно, при такой занятости тяжелой работой на международной
арене нашим кооператорам не хватает времени заниматься проблемами
российской сельской глубинки. Даже для беседы со мною, пытавшимся
задать им простые вопросы, руководители Центросоюза не нашли
времени.
Хроническая бездеятельность - не единственная беда нынешней
потребкооперации. Надо учитывать и то, какие социальные потери
несет страна из-за развала этой сферы. Селяне жалуются на
несвоевременные выплаты пенсий, детских пособий. Конечно, в этом
надо навести порядок. Но ведь тем, кто еле сводит концы с
концами, можно помочь и другим способом. Окажите им содействие в
сбыте продукции, дайте через сельпо по доступной цене комбикорма
для скота и птицы, обеспечьте племенным молодняком - и уверяю
вас, что после этого доходы семей увеличатся в 2-3 раза, они
заживут гораздо лучше. Так что, на мой взгляд, заботиться о
возрождении потребкооперации должны и органы социальной защиты.
Геннадий ЛИСИЧКИН, доктор экономических наук.




05-01-2001, Труд