TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Граждане и есть власть

Гостем редакции на днях был полномочный представитель
президента России в Госдуме Александр Котенков. Состоялась
обстоятельная беседа с журналистами "Труда".
О "технологии работы".
- Вам пришлось работать представителем двух президентов в
Госдуме. Есть ли разница?
- Я всегда работал с одним президентом - президентом
Российской Федерации. Нынешний президент очень внимательно следит
за деятельностью Думы. Наши встречи с ним вначале происходили
часто. Он меня изучал, присматривался. Владимир Владимирович
очень глубоко вникает во все процессы, происходящие в Думе.
Поступаю, руководствуясь собственным правосознанием и опытом
работы с парламентом, зная общие направления политики президента.
Вместе с администрацией президента и правительством согласовываем
позиции по каждому законопроекту.
- Александр Алексеевич, в Госдуме вы оперативно реагируете на
большое число вопросов. Специально тренируете память?
- При подготовке к заседанию приходится прочитывать по 40-50
законов, досье на законы. Материалы готовит мой аппарат - 7
человек. Передо мной лежит папка, которую я уже прочитал и в
которой сделаны все необходимые закладки-пометки. И еще одна
хитрость. У меня на столе стоит маленький компьютер, включенный в
сеть правовой информации...
- Успешное взаимодействие с нынешним парламентом дало повод
некоторым СМИ назвать Госдуму "карманной", поскольку прошлый
состав был оппозиционным. Но, может, стоит признать, что снижение
"градуса оппозиционности" - плюс в парламентской работе?
- Конфронтация ветвей власти - это всегда большой минус для
развития государства. С той Думой мы четыре года топтались на
месте, много было политической митинговости. Микроскопические
шаги, которые делали в социальной сфере, экономике, нередко
блокировались парламентом. Сейчас здесь большинство депутатов
понимают и поддерживают политику президента. Но я бы не сказал,
что Дума - "карманная". Уж я-то вижу процессы, происходящие в
ней. Нет стопроцентной гарантии продвижения тех или иных
вопросов.
Несмотря на предварительные беседы во фракциях, случалось, что
депутаты голосовали "против"...
- Нельзя ли привести конкретный пример, когда
проправительственные фракции голосовали против ваших предложений?
- По одному из налоговых законов, внесенных правительством,
фракция "Единство" неожиданно проголосовала "против". Для нас это
было шоком. Два месяца разбирались, в конце концов закон был
принят. А случается, голосуют за явно популистские законы
социальной направленности, которые не следовало бы пропускать.
Бывает, подходят ко мне депутаты, говорят: "Александр Алексеевич,
не могу проголосовать "против". Ты же понимаешь: закон все равно
будет отклонен, но не мы будем виноваты". Такое вот
чистоплюйство.
Знают ведь, что закон работать не будет, потому что под него
нет денег и президент вынужден будет наложить вето...
И все же отсутствие конфронтационности позволило почти
полностью осуществить реформу налогового законодательства.
Удалось провести пенсионную реформу, принять
Уголовно-процессуальный, Трудовой, Земельный кодексы, Кодекс об
административной ответственности, что было совершенно немыслимо в
предыдущей Думе.
О роли реформ в жизни россиян.
- Не является ли принятие этих документов, особенно Земельного
кодекса, символом расставания со старой системой? Где мы
находимся в вопросе о земле? Близка ли точка, после прохождения
которой сможем сказать: пришли к цивилизованному устройству
общества?
- Мы не один десяток лет будем идти к этой "точке". Меня
всегда настораживает попытка определить конкретные сроки
проведения той или иной реформы. В Миннаце, в должности зам.
министра, я занимался разработкой закона о местном
самоуправлении. Когда принимался закон, один из моих оппонентов
сказал, что следует установить переходный период в шесть месяцев
для завершения реформы местного самоуправления. Я попросил два
года, но меня не послушали. Спустя полгода выяснилось: результата
нет. Тогда внесли изменение: два года. Но уже было видно, что и
этого мало. И когда мне задали вопрос о том, когда закончится
реформа местного самоуправления, я ответил - через 30 - 35 лет.
Это произойдет, когда сменится поколение людей, не привыкших к
тому, что они и есть власть, что в состоянии сами управлять
своими делами.
То же и с земельной реформой. Кодекс - это лишь первый шаг,
касающийся всего двух процентов земель России. Принятие закона об
обороте земель сельхозназначения станет очередным, но только
вторым шагом на длинном пути. Наверняка в результате компромисса
будут введены очень жесткие ограничения на оборот сельхозземель.
И это правильно - чтобы не наломать дров, как с ваучеризацией.
В свое время я предлагал Гайдару: давайте попробуем провести
приватизацию двух-трех предприятий, посмотрим, что получится, и
уже с учетом этого дальше пойдем.
- Недавно Александр Исаевич Солженицын переправил в "Труд"
письмо одного своего корреспондента, которого тоже волнуют
проблемы самоуправления. Процесс его становления затягивается.
Может, стоит активнее использовать западный опыт?
- Давайте вспомним, с чего начиналась Европа. Появлялись
города-государства. Вокруг возникали поселения. Они начинали
организовывать между собой взаимодействие. И когда объединялись в
общее государство, договаривались о совместной обороне, об общей
денежной единице. И все же управлять городом хотели сами. Это
началось в XIII веке. А вы хотите за 10 лет внедрить эту
культуру?
Отсутствие культуры самоуправления приводит к варварским
перекосам. Там, где самоуправление внедряли директивно - там и
мздоимство, и казнокрадство, и пренебрежение интересами жителей.
Люди не могут понять, что не мэр управляет ими, а они нанимают
мэра, чтобы он на них работал. Но эта культура не внедряется
директивно.
- Сделаете ли вы на весенней сессии какие-то шаги для развития
местного самоуправления?
- Будут попытки внести коррективы в действующее
законодательство. Повсюду государства начинались с местного
самоуправления, а у нас наоборот - начинаем внедрять сверху вниз.
Сначала следует отладить уровень взаимоотношений, прежде всего
бюджетных, между Федерацией и ее субъектами, затем выйти на
межбюджетные отношения субъектов и муниципальных образований.
О Конституции и стабильности.
- Еще до президентства Владимира Путина общество поразил
"вирус неконституционности": живем в ожидании - завтра что-то
начнут исправлять в Конституции. Пришлось даже президенту
высказаться против таких настроений.
Но Основной Закон действительно несовершенен. Что вы, как один
из авторов Конституции, думаете об этом?
- Напомню: в 1993 году Конституция писалась в условиях острого
политического кризиса в стране. Безусловно, она явилась плодом
очень серьезного компромисса, поэтому содержит массу недостатков.
Сейчас, спустя 9 лет, казалось бы, можно начать процесс
исправления, но нужно ли?
Давайте вспомним 1989 - 1993 годы - за это время в Конституцию
было внесено около тысячи поправок. Многие из них блокировались.
Получился такой винегрет, который невозможно было "есть". А ведь
кризис 1993 года возник всего лишь из-за двух разногласий,
возникших в Конституции, хотя на самом деле их было гораздо
больше. С одной стороны, утверждалось, что высшим должностным
лицом является глава государства - президент Российской
Федерации. С другой стороны - Съезд народных депутатов являлся
высшим органом государственной власти, имеющим право принять и
решить любой вопрос.
Так кто же руководит государством - съезд или президент?
Сначала начались технические расхождения, потом экономические и
политические. Это чуть не закончилось гражданской войной. Вот что
такое несбалансированная Конституция. Нынешний Основной Закон
несовершенен, но он сбалансирован.
С точки зрения практики мы считаем, что лучше иметь
несовершенную Конституцию, но которую граждане государства
впитывают с молоком матери, знают наизусть и исполняют. В Англии
вообще конституции нет - там действует старинный свод
конституционных законов. Почему у них спикер нижней палаты сидит
на мешке с овечьей шерстью? А так написано в конституционном
законе.
Описано даже, как вино готовить. И англичане говорят: мы не
собираемся ничего менять. Свод конституционных законов Англии
существует около 500 лет.
Как юрист я вижу изъяны в Конституции, но считаю, что пока в
нашем государстве не наступит полная стабильность, ее нельзя
трогать.
О "резонансных" законах.
- Новый российский закон о гражданстве предполагает отказ от
двойного гражданства, хотя ранее был разрешительный принцип.
Соотечественники, оказавшиеся за рубежом не по своей воле, -
перед сложным выбором, да и не только нравственным...
- На самом деле законопроект не запрещает двойного
гражданства. Но если раньше содержалась разрешительная норма, то
теперь предусмотрена договорная. Двойное гражданство будет
разрешено только тем гражданам, в тех государствах, с которыми у
нас будет заключен соответствующий договор.
Гражданство - это не просто паспорт, а обязательства перед
государством. Кстати, не только в отношении армии. А налоги,
судебная ответственность? Это сложные вопросы, которые надо
урегулировать. Не должно быть свободной "купли-продажи"
гражданства - пришел, увидел, получил. Но для бывших граждан СССР
предполагается ввести упрощенный порядок вступления в гражданство
России.
- Не стопорится ли продвижение законов судебной реформы?
- Напомню, что пакет законов о судебной реформе был принят
только в конце декабря прошлого года. Но это лишь начало, первая
часть пакета. Одной из важнейших составляющих является УПК.
Гражданско-процессуальный, административно-процессуальный кодексы
- все это звенья одной цепи.
Следующим в ней идет закон об органах судейского сообщества,
без которых невозможно решать вопросы получения статуса и лишения
статуса судьи.
У нас есть закон о прокуратуре, мало-мальски выстроена
судебная система, но вот такого важнейшего звена, как закон об
адвокатуре, - пока нет. Принятие всего этого блока законов и
можно считать началом судебной реформы.
О себе.
- В вашей биографии - работа на Северном Кавказе. Как вы
гасили конфликт в Осетии и Ингушетии, решали вопросы в Чечне?
- В Осетии и Ингушетии удался первый опыт довольно быстрого
решения острейшей проблемы. В апреле 1993-го Аушев и Галазов
подписали договор о добрососедстве и сотрудничестве. А что
касается Чечни: я был туда направлен для наблюдения за ситуацией
и выработки предложений по ее урегулированию. В сентябре 1993-го
написал доклад тогдашнему президенту. Мой план предполагал
политическое устранение лидеров противоборствующих группировок,
избрание комитета национального согласия, которому следовало
временно передать власть. Шахрай, являвшийся заместителем
председателя правительства, понес документ президенту. Было
совещание, на котором, не буду называть фамилий, представители
силовых структур убедили Ельцина, будто двумя десантными полками
за два часа возьмут Грозный, и нет смысла городить всю эту
бодягу.
Шахрай был снят с должности, план - отвергнут. Когда силовики
взяли на себя решение проблемы, они допустили столько ошибок, что
мне, как генералу, было стыдно смотреть на все это. Я написал
заявление об отставке. Отставку мою не приняли, но больше я туда
не вернулся.
- Расскажите о себе подробнее.
- Этот год у меня юбилейный - в сентябре исполнится 50.
Родился в Краснодарском крае. Окончил машиностроительный институт
в Ростове-на-Дону, затем пошел служить в армию. Окончил две
академии, в том числе юридический факультет гуманитарной
академии. Это и стало моей главной профессией в последние 10 лет.
В 90-м году был избран народным депутатом РСФСР от Еврейской
автономной области - там служил последние годы перед избранием. В
Верховном Совете СССР был председателем комитета по обороне.
Затем президент России пригласил меня в администрацию. Был
заместителем начальника главного государственно-правового
управления президента, два года возглавлял это управление.
"Стажировался" два года в должности заместителя министра по делам
национальностей и региональной политике. С января 1996 года
работаю в нынешней должности. Генерал-лейтенант юстиции, кандидат
юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации,
член-корреспондент Академии ракетных и артиллерийских наук
Российской Федерации.
- Какой вид спорта вам нравится больше: теннис или дзюдо?
- Мне больше всего нравится парусный спорт. Я - президент
Федерации парусного спорта России, мастер спорта СССР,
четырехкратный чемпион страны. В том числе два последних года.
Участвую в гонках на крейсерских яхтах. Недавно был чемпионат
России: маршрут Таганрог - Сочи через два моря - Азовское и
Черное...
Юрий СТРОГАНОВ.




05-02-2002, Труд