TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Ушел в пикет и не вернулся

ЕЛЕНА БЕРЕЗНЕВА.
КОМУ ВЫГОДНА СМЕРТЬ ПРОФСОЮЗНОГО ЛИДЕРА ВНУКОВСКИХ АВИАТОРОВ?
Я говорила с Борисовым буквально за несколько дней до его
гибели. И был он, как мне показалось, вполне спокоен, даже уверен
в успехе организованной им акции протеста - пикетирования здания
администрации, задолжавшей за несколько месяцев зарплату не
только техникам, ремонтникам, но даже летчикам и бортпроводникам.
Помнится, я спросила, почему именно его профком (работников
технического комплекса и наземных служб) в этих акциях протеста
выступает первым, неужели летчикам все равно, что из полусотни с
лишним воздушных судов, которые еще недавно были во Внукове,
теперь остались "на лету" буквально единицы машин?.. На что он
мне ответил: мы же, мол, на земле, начальство нас при всем
желании ниже не опустит, пилотов же могут запросто отстранить от
полетов, а это для них - катастрофа. Спустя несколько дней после
этого разговора опустили именно его, Борисова, - в могилу. На
Хованском кладбище.
Владимир КУРОЧКИН, руководитель профсоюза работников
инженерно-авиационных служб гражданской авиации России:
- В том, что это заказное убийство, я уверен на сто процентов.
И, похоже, связано оно именно с тем, что профком Борисова стал
ставить руководство компании на место. Требовал пересмотра итогов
приватизации, возврата контрольного пакета акций "Внуковских
авиалиний" государству. Ведь инвестиционная программа в 150
миллионов долларов, для реализации которой три года назад
нынешней администрации был передан контрольный пакет акций
предприятия, так и не выполнена, все, насколько знаю,
разворовано. Кстати, несколько лет назад, на первом этапе
приватизации, был убит другой внуковский профсоюзный лидер -
Алексей Елисеев, ратовавший за то, чтобы контрольный пакет акций
отдали трудовому коллективу.
1 февраля мы с Борисовым вдвоем должны были пойти к директору
Федеральной авиационной службы, чтобы обговорить ситуацию,
сложившуюся во Внукове. Я уехал на несколько дней в командировку
в Поволжье. В Самаре мне и сообщили весть, что 27 января в 8
часов вечера Геннадия убили прямо в подъезде его дома.
Вячеслав МАВРИН, глава профсоюза авиаработников центра России:
- Забастовки, акции протеста проходят теперь у нас чуть ли не
повсеместно. И за одно только это никого не убивают.
Председатель профкома Ивановского авиапредприятия тоже требует
пересмотра итогов прошедшей там приватизации, в прокуратуру,
другие инстанции обращается. Не трогают. Правда, "Внуковские
авиалинии" - не чета Ивановскому предприятию, они и крупнее, и
гораздо привлекательнее с коммерческой точки зрения. Потому,
наверное, и среда там криминальнее.
Через день после похорон Геннадия ("внуковского донкихота",
как назвал его один из техников) я поехала в профком, которым он
руководил, - к его коллегам, друзьям, единомышленникам. К людям,
еще не отошедшим от потрясения, но уже успевшим принять решение -
продолжать отстаивать свои законные права, тем более что
администрация компании закончила выдачу им пока что лишь
сентябрьской зарплаты.
Екатерина ДЕМАШ, диспетчер:
- Я здесь уже 37 лет, мой муж (начальник цеха) проработал во
Внукове еще дольше. И оба наших сына, и невестка - короче, вся
семья к этому предприятию прикипела. Администрация только нам
пятерым задолжала в общей сложности около 60 тысяч рублей.
Большие долги у нее и перед Петровыми - Виктором Михайловичем (он
- начальник смены), его женой (техником), их сыном (инженером).
Во Внукове всегда было много династий, и больно, что от
предприятия сейчас почти ничего не осталось, люди сидят без
работы и средств к существованию.
Геннадия убили, конечно, не случайно. Но он успел отвезти
какие-то документы в правительство России, в прокуратуру...
Евгений САПРОНОВ, главный энергетик компании:
- Заметьте, из 56 бортов, которые у нас были "на лету",
осталось действительно только пять. И летают они из Домодедова,
но не из Внукова. Наше руководство их туда перебазировало в одну
ночь, уверяя, что в Домодедове дешевле всякие услуги, в том числе
- ремонтные.
Часть наших самолетов, которые уже не летают (свыше 20), стоит
на приколе во Внукове, другая - в Домодедове. Еще четыре борта
ремонтируются на заводах - в Жуковском, Минеральных Водах... Я не
считаю разломанной машины, которая осталась в Махачкале, и
разбившейся на Шпицбергене.
Процентов 80, а то и 90 самолетов, что стоят на приколе здесь,
вон - прямо под окнами, на поле, - можно восстановить, но нам
говорят, что нет запчастей.
Кто сегодня из Внукова отправляется и здесь приземляется?
Да транзитники.
Сергей ЯШИН, еще недавно заместитель Борисова в профкоме
работников наземных служб компании:
- И очень регулярно организуются разные чартерные рейсы. В тот
же Стамбул.
Свои машины не восстанавливаем, хотя это коллективу под силу,
зато руководитель предприятия Татевос Суринов уже взял в фирме
"Истлайн" в аренду три самолета и намерен взять еще четыре. Такое
впечатление, что у нас хотят вынудить большинство коллектива
уволиться добровольно. Так что версия гибели Борисова у народа
одна: кому-то Геннадий сильно не угодил. Притом именно здесь...
В профкоме работников наземных служб "Внуковских авиалиний"
говорят также о том, что Суринов неоднократно предлагал им
Борисова переизбрать, обещал за это погасить чуть ли не все долги
по зарплате. На профсоюзного лидера у начальства был "большой
зуб", и оно этого не скрывало.
Народ свидетельствует, что за несколько часов до гибели
Геннадия, перед самым уходом его с работы, в профкоме раздалось
несколько странных телефонных звонков. Борисов трубку снимал, но
в трубке молчали. Словно кто-то проверял - там ли он еще...
Впрочем, бытует в коллективе и точка зрения прямо
противоположная. О пикетировании техническим персоналом
"Внуковских авиалиний" здания администрации благодаря СМИ чуть ли
не вся страна знала. И первым лицам администрации надо было быть
камикадзе, чтобы устранять своего оппонента Борисова именно в
разгар акций протеста. Им его заказать - значит вызвать огонь на
себя...
Гадать, чья версия этого громкого убийства ближе к истине, -
занятие бессмысленное. Выдвигать версии и искать преступников -
прерогатива правоохранительных органов. Только вот найдут ли они?
И когда? И назовут ли имена убийц, прервавших полет еще одной
человеческой судьбы? За этим редакция будет следить... Стоило бы
назвать и имена тех, по чьей вине десятки самолетов гражданской
авиации не летают в одной только Москве... Разгромлен аэропорт
Быково, доживает свой век Внуково. Что дальше?
И доколе будут множиться эти преступления без наказаний.




05-02-1999, Труд