TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Прогноз

12 ЛЕТ ЗА ПАРТОЙ.
НИНА ФОКИНА.
Упорные слухи о переходе школ на 12-летнее образование едва ли
не с будущего учебного года не просто сильно преувеличены, но и
не имеют под собой ни малейшего основания.
Особый "страх" вызывают они в провинции, причем не столько у
родителей, сколько у руководителей местных управлений народного
образования. Родители-то за годы бесконечной перетряски школьной
системы, когда дети то перешагивают через класс, и не поймешь, в
третьем их считать или готовить в пятый, то с детского сада они
уже как бы в школе, то семилетнего не устроишь в школу по месту
жительства, потому что она вдруг переименовалась в колледж,
привыкли ко всякого рода экспериментам. А вот те, кто по роду
службы отвечает за всю эту чехарду, переход на 12-летнее обучение
воспринимают как очередную фантазию московских чиновников - и не
дай Бог, в одночасье раздастся команда привести ее в исполнение.
При нынешнем финансировании народного образования, при тех
огромных дырах, которые латать не перелатать, добавить школам еще
один год обучения просто-напросто невозможно. Нереально. Судите
сами, какой колоссальной суммой надо располагать, чтобы
разработать принципиально новую методику обучения, написать и
выпустить согласные ей учебники, обеспечить ими учеников с
первого по 12-й классы, переподготовить преподавателей, и так
далее и так далее.
Нынешнюю ситуацию усугубляет еще и демографический фактор: в
начале и середине 80-х годов наши женщины, осчастливленные
введением ряда льгот, "здорово постарались" с новорожденными.
Знаете, сколько в России сегодня школьников? 21,7 миллиона!
Если в начальной школе еще есть "вакантные" парты, то попробуйте
отыскать их в 9 - 11-х классах общеобразовательных муниципальных
(то есть самых обычных, бесплатных) школ.
Тем не менее переход на 12-летнее обучение - не каприз, не
погоня за цивилизованными странами, где это стало нормой. Все
знают, как перегружены наши дети, - большинство школ по этой
причине вынуждены переходить на шестидневную рабочую неделю.
Разгрузить ребят, дать им возможность выбора профессии еще в
школе - вот, пожалуй, главные аргументы за "двенадцатилетку". По
мнению министра образования РФ Владимира Филиппова, страна рано
или поздно пойдет на это, но не с бухты-барахты, а
воспользовавшись вот таким интересным демографическим фактом:
через десять лет в школах России детей будет на 30 процентов
меньше, чем сейчас.
Факт-то интересный, но как к нему относиться? Что нас все
меньше - плохо. Плоховато придется и не рожденным еще деревенским
"первоклашкам", ведь малокомплектные школы для двух-трех учеников
никто содержать не будет. Придется ребятам ездить в другие села.
Специалисты считают, что педагоги неизбежно столкнутся с
безработицей, сегодня им почти не знакомой. По этой причине
вынуждены будут перестраиваться и педагогические вузы.
Но в принципе, если все это просчитать, серьезно подготовиться
и предупредить конкретными действиями все эти и, возможно, другие
(пока невидимые) "побочные явления", оздоровление российской
системы образования через "двенадцатилетку" может произойти. То,
что ребенок должен учиться с радостью, - аксиома. Пока у немногих
есть эта радость. У остальных - шесть дней, да по шесть уроков,
да домашние задания...




05-02-1999, Труд