москвич застрял в долговой яме
СТОЛИЧНЫЙ АВТОЗАВОД
ОТКЛЮЧИЛИ ОТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ.
Вчера было объявлено о полном отключении от электроэнергии
столичного автозавода "Москвич". С 1 апреля отключат еще и от
теплоснабжения. На работе это... не скажется, поскольку завод и
так стоит. Некогда крупнейшее предприятие отечественного
автопрома уже давно банкрот. Долги энергетикам около 600
миллионов рублей: 440 миллионов - за электроэнергию и 140
миллионов рублей - за тепло.
Но это еще "цветочки". Надо приплюсовать сюда долги завода
федеральному, региональным и местным бюджетам, поставщикам сырья,
материалов и комплектующих, прибавить выпрошенные им
безвозвратные и просто невозвращенные кредиты. Тут счет идет на
многие- многие миллиарды.
У нас, как видно, очень богатое правительство, если из года в
год позволяет себе транжирить совершенно сумасшедшие деньги.
Причем деньги вполне реальные. Потому что если неуплаченные
налоги можно списать (и то учителям с врачами может не хватить на
повышение зарплаты), то долги за электричество и тепло отдавать,
скорее всего, придется, как и долги поставщикам, и кредиты
банкам. Отдавать по идее должен нынешний собственник - российское
правительство (владелец контрольного пакета). Естественно,
расплата произойдет за счет налогоплательщиков, то есть за наш с
вами счет (других денег у правительства нет и быть не может).
Нас, естественно, не спросят и даже вряд ли поставят в
известность.
Вообще-то списанию подлежат еще 600 миллионов долларов,
потраченные в 1985 году на закупку за рубежом завода двигателей -
специально для "Москвича". Его еще тогда так и не смогли пустить
в дело. Лежит оборудование до сих пор в контейнерах частью в
Москве, частью в Уфе - безнадежно устаревший и никому уже не
нужный металлолом. Но вот эти-то еще "советские" 600 миллионов
"зеленых" федеральное правительство списывать никак не хочет.
Для сведения: уже больше пяти лет правительство столицы просит
передать ему "Москвич" в счет 6-миллиардного федерального долга
(невыплаченные субвенции за исполнение Москвой столичных
функций). Какая судьба в этом случае ожидала бы бывший АЗЛК,
можно догадаться, взглянув на неплохо работающий ныне АМО-ЗИЛ
(пятилетку назад оба автозавода "лежали" рядышком). Но на все
просьбы московской мэрии Белый дом отвечает: отдам, но вместе с
600-миллионным валютным долгом. А кому нужны такие "вериги"?
Вот и множит свои долги завод-банкрот. Говорят, теперь его
собирается забрать Анатолий Чубайс - практически за "бесплатно",
то есть за те самые "энергетические" долги. Или федеральные
власти предложат всем нам заплатить за уже полностью разоренный,
разграбленный и вряд ли подлежащий восстановлению "Москвич"?
Скинемся?
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
05-03-2002, Труд