TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Алло! вас не слышно

БОЛТУН - НАХОДКА ДЛЯ ТЕЛЕФОНИСТА.
В конце зимы общественность снова взбудоражили слухи о
переходе на повременную оплату телефонных разговоров. В Минсвязи
нам это косвенно подтвердили, прислав справку, где говорится, что
в последнее время произошло "увеличение разговорной нагрузки" на
30 - 40 процентов. Попутно эксперты обнародовали данные:
оказывается, в среднем гражданин говорит по телефону 23 минуты в
день, и если 20 минут сделать бесплатными, то пострадают только
рекламные агенты, частные нотариусы и диспетчеры на домашнем
телефоне. Однако тогда непонятно, зачем огород городить и
нервировать людей ограничениями на разговоры. Да и разве
повременка - единственный выход? За ответом наш корреспондент
Анатолий Альшиц обратился к Анатолию ГОЛОВУ, сопредседателю Союза
потребителей.
- Наша позиция проста: гражданин должен платить за реальные
услуги и по реальной цене, - начал он. - В случае с повременкой
это означает, что счетчик телефонных переговоров должен
находиться у потребителя. Причем не на лестничной клетке, откуда
его легко стащить, а в самой квартире. Иначе у телефонных пиратов
появится прекрасная возможность подключиться к любой точке
огромной кабельной сети. Сегодня ловкачи применяют уже третье
поколение аппаратуры подключения. Начинали с набрасывания своих
проводов на лестничной клетке, а сейчас с помощью компьютерной
техники входят в телефонную сеть и "вешают" свой разговор на
любой номер.
- Один из аргументов связистов - на Западе используют
повременную оплату телефонных разговоров.
- Действительно, во многих странах Запада давно существует
повременная оплата. Но в последнее время от нее начинают
отказываться. Переход на новые технологии позволяет через один
кабель подключать несколько номеров, музыкальные каналы,
Интернет. Передача информации идет уже в совсем другом режиме.
При цифровой связи человек говорит минуту, при передаче фраза
сжимается до нескольких секунд, а на выходе абонент снова слышит
ее в реальном режиме времени. Пропускная способность каналов
кратно возрастает, и нет нужды в жестком контроле времени
разговора. В Нью-Йорке, скажем, сейчас есть компании, которые
отказались от повременки.
- Хорошо, а насколько сегодняшние тарифы реальны? Кто это
знает?
- Боюсь, никто. Потому в этом вопросе мы солидарны с позицией
Министерства по антимонопольной политике: не допускать увеличения
суммарных доходов у связистов. Союз потребителей будет судиться с
телефонистами, опираясь на эту позицию МАП. Давайте рассуждать
здраво. Средняя зарплата связистов в несколько раз выше, чем у
учителя. И пересматривать тарифы в виде "компенсации" за
оттягивание перехода к повременке - значит обирать все тех же
бюджетников, пенсионеров.
Если у связистов есть иные аргументы, то пусть кладут карты на
стол. Пусть покажут все свои затраты - и Союз потребителей готов
обсуждать телефонную реформу. Мы уверены, что после обнародования
расходов и доходов они откажутся от идеи повременной оплаты.
Официально у них рентабельность 23 процента, а реально - 100, а
то и 150.
- В свое время в Минсвязи мне объясняли, что высокие цены на
международные разговоры используются для перекрестного
субсидирования - чтобы покрыть нерентабельные внутренние
переговоры.
- Это раньше стоимость кабеля была велика. Сегодня есть
спутниковые технологии, оптико-волоконные кабели и прочие
достижения научно-технической революции. Основные затраты идут на
создание самой сети. По сравнению с ней стоимость самих
разговоров ничтожна. В том числе и по этой причине в развитых
странах от повременки отказываются.
- Но в ряде городов повременка уже действует. Каковы первые
итоги опыта?
- В крупных городах - таких, например, как Нижний Новгород,
Воронеж - масса жалоб. У людей ощущение, что после перехода на
повременку их обкрадывают.
- Ощущение - или есть факты воровства телефонного времени?
- Мне известно, что некоторые компьютерные фирмы получили
заказ на... добавление разговоров. В принципе это может быть так:
в ваш счет добавляют разговор с родителями, детьми, друзьями - с
теми, с кем вы постоянно созваниваетесь. Вспомнить, сколько раз
вы говорили с близкими, месяц спустя практически невозможно. Хотя
допускаю, что такая реакция отторжения - следствие мнительности
клиентов. При той неразберихе, которая царит на телефонных узлах,
заниматься приплюсовыванием времени разговора конкретному
абоненту - задача для большинства наших АТС непосильная.
Вообще эксперимент больше всего бьет по инвалидам,
пенсионерам. Они переживают психологический стресс, ведь для
многих из них телефон - единственное средство связи с внешним
миром. Опросы показывают, что стали меньше звонить. В этом смысле
комфортность их жизни снизилась. И поскольку нашим людям сегодня
и так нелегко - стоит ли усугублять житейские проблемы?
Тем более что, если верить связистам, они материальной выгоды
от новаций не получат.




05-03-2002, Труд