TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Хам под облаками

В НАШИХ САМОЛЕТАХ ДЕБОШИРЫ ЧУВСТВУЮТ
СЕБЯ БЕЗНАКАЗАННЫМИ.
Чувство бессилия перед хамством знакомо многим. Особенно оно
унизительно на борту самолета. Здесь не выйдешь, как в
общественном транспорте, на следующей остановке. Поэтому
приходится терпеть. Когда на требование стюардессы не курить
пассажир, стряхивая пепел на дорожку, заявляет, что вправе делать
все, что хочет...
Вот данные только по Аэрофлоту. Если в 1998 году в компании
произошел всего один случай так называемого "беспокойного
поведения" на борту воздушного судна, то в прошлом году - 17.
Почти в два раза увеличилось число инцидентов, связанных с
распитием спиртного и курением. Вот недавний случай. Один из
пассажиров рейса Бангкок - Москва, сидящий на месте для некурящих
в салоне экономического класса, решил расслабиться. На требование
бортпроводницы потушить сигарету заявил: "Хочу - и буду". От
вежливого предложения пересесть на места для курящих отказался,
мол, если соседям не нравится, то пусть сами пересаживаются.
Увидев, что экипаж бессилен перед хамом, и трое других
подвыпивших пассажиров потянулись за сигаретами, стали громко
сквернословить, хвастаясь, что они из РУБОПа, что, кстати, потом
не подтвердилось. Один из дебоширов, собравшись в туалет,
попытался выбить дверь ногой. Естественно, в Шереметьеве самолет
встречал наряд милиции.
Нарушители были доставлены в линейное ОВД.
По словам директора департамента по правовым вопросам ОАО
"Аэрофлот", доктора юридических наук РФ Бориса Елисеева, каждый
случай нарушений правил поведения пассажиров в компании не
оставляют без внимания. Вопросами безопасности в Аэрофлоте
занимаются квалифицированные специалисты, которые работают в
тесном контакте с сотрудниками транспортной прокуратуры и
линейного управления внутренних дел на транспорте. Особые надежды
авиакомпании связывали с новым Кодексом об административных
правонарушениях. Авиаторы резонно рассчитывали, что будут
ужесточены наказания воздушных хулиганов, поскольку их действия
нередко влияют на безопасность полетов. Увы, как это ни
парадоксально, но статья 11.17 нового Кодекса об административных
правонарушениях РФ, принятого 30 декабря 2001 года (т.е. уже
после террористических актов 11 сентября), предусматривает за
невыполнение распоряжений командира воздушного судна лишь
предупреждение или денежный штраф в размере до одного МРОТ.
Кстати, в США за подобные действия пассажира сразу по прилете
отправят за решетку, в суде наложат штраф до 10 тыс. долларов,
фамилия дебошира будет внесена в компьютерный "черный список", и
ему больше не продадут билет на самолет этой авиакомпании. Более
того: на основании компьютерных данных провинившемуся может быть
отказано при приеме на престижную работу. В Швейцарии и Канаде
дебошир может быть даже лишен свободы. Так что западный пассажир
трижды подумает, прежде чем дать волю рукам или не выполнить
требования членов экипажа. Себе дороже.
Наши же депутаты, видимо, посчитали, что для
среднестатистического россиянина и штраф в размере 100 рублей -
сущее разорение. Но если учесть, что билет на самолет сегодня
стоит недешево, а удовольствие понежиться на берегу Средиземного
или Адриатического моря по карману далеко не каждому россиянину,
то станет понятно, что столь мизерное денежное наказание - не что
иное, как насмешка над здравым смыслом.
Руководство Аэрофлота разрабатывает дополнения в новый КоАП и
намерено направить их в Министерство транспорта РФ. Зло должно
быть наказуемо. К счастью, это понимают не только в Аэрофлоте.
Недавно Головинский межмуниципальный суд Москвы рассмотрел
уголовное дело по факту нанесения побоев бригадиру
бортпроводников авиакомпании "Аэрофлот" Николаю Алехину.
Виновный приговорен к полутора годам лишения свободы
(условно), причем этот бизнесмен долго не сможет покинуть пределы
столицы.
Анатолий ПЕТРОВ.




05-03-2002, Труд