Урок на будущее
ЛЮДМИЛА ПЕРЦЕВАЯ.
В благополучных семьях малыши спокойно и естественно
воспринимают любовь и заботу старших. И когда первоклассникам на
уроках говорят, что это их право на защиту в семье зафиксировано
в документах - им лишних разъяснений не требуется.
Старшеклассники тоже быстро понимают: до определенного возраста
они в полной мере за свои действия не отвечают, за все грехи
подростков спросят с их родителей.
Взрослым же людям потребуется немалый опыт, порой
выстраданный, чтобы они поняли, какое огромное количество
законов, кодексов и предписаний, регулирующих все многообразие
жизненных ситуаций, существует, чтобы научиться произносить
простую фразу: "Я не буду говорить без моего адвоката".
Но даже для того, чтобы решить для себя, когда вызывать
адвоката, а когда можно просто посоветоваться с коллегой, человек
должен сам обладать определенной правовой культурой. Знать, что
такое трудовой договор и что ему дает страховой полис, кто
принимает законы, а кто исполняет бюджет страны, чем ему грозит
неуплата коммунальных платежей и неисполнение обязательств устной
сделки.
Да если уж на то пошло, надо просто знать все эти слова и
термины: право наследования, дееспособность, нотариат, судебный
пристав...
Рано или поздно человек со всем этим столкнется. И чем лучше
он подготовлен ко всякого рода жизненным коллизиям, тем спокойнее
и безболезненнее выйдет из них.
Помните старую байку? Малыш говорит бабушке: "А я и не знал,
что говорю на русском языке!" А та ласково отвечает: "Правильно,
дурачок, ведь ты его всосал с молоком матери". Вот так с малых
лет и с первых шагов человек должен познавать и правила
сосуществования в обществе, свои права и обязанности. С этой
целью Российский фонд правовых реформ (РФПР) при поддержке
Министерства общего и профессионального образования РФ полтора
года назад (с июля 1997 года) начал реализацию проекта "Правовое
образование в школе".
Сложность задачи состояла в том, что наряду с раскрытием общих
принципов права предстояло дать школьникам жизненные ориентиры,
выработать у них умение найти квалифицированную юридическую
помощь, воспользоваться правовой информацией, необходимой в
конкретной ситуации. А ведь с лекцией к детям не придешь -
слушать не будут, да и не поймут. Нужен был особый язык для
общения, доходчивые и занятные учебники, обучающие игры. Так
изначально в проекте были объединены усилия психологов и юристов,
педагогов и методистов, подключились после серьезной подготовки
65 учителей пилотных школ. И прежде чем распространить правовое
образование по всей России, было решено опробовать программу в 45
школах различных типов из 24 регионов России на 8 тысячах
подростков 7-11 классов.
В помощь учителям была создана солидная база:
- разработана образовательная программа для 7-11 классов,
- создан комплект учебно-методических материалов по основам
правовых знаний,
- подготовлен комплект видеофильмов в качестве приложения к
учебникам,
- созданы методики работы с учебными материалами, в том числе
и в интерактивном режиме,
- разработаны деловые игры по теме "Право и экономика".
С тех пор прошел один учебный год и близится к концу второй. В
той или иной форме право преподают более чем в половине
российских полнокомплектных школ. И хотя в некоторых регионах о
подобных уроках слыхом не слыхивали, в Московской области,
Мурманске, Ярославле, Екатеринбурге, Краснодаре, Ростове,
Смоленске они включены в расписание, и к ним успели привыкнуть.
Учителя-правоведы полны энтузиазма, школьники на всероссийских
олимпиадах по правовому образованию (а таких прошло уже две - в
Тамбове и Самаре) демонстрируют отличные успехи.
Правда, чаще всего победителями олимпиад выходят ребята из
профильных правовых учебных заведений - гимназий и лицеев. В
обычных же школах, как правило, практикуют преподавание "Основ
правоведения", "Граждановедения", "Политики и права". И
осведомленность свою старшеклассники чаще всего демонстрируют в
области конституционных прав и прав человека, да еще чуть-чуть
знакомы они с Уголовным кодексом. А вот имущественные отношения
по-прежнему для школьников сфера неисследованная и непонятная.
Старые учебники им в этом помочь не могут, новых не хватает.
Очень важно подчеркнуть, что базовый школьный учебник "Основы
правовых знаний" уже рекомендован Министерству образования
Федеральным экспертным советом, второй гриф ему присвоен
Министерством юстиции. То есть с полным правом он может быть
использован в школах.
В ходе эксперимента было обнаружено много и других проблем.
Живой, заинтересованный разговор о них шел на презентации "Центра
правового образования", который как раз и учреждается для решения
возникающих вопросов. В обсуждении приняли участие как практики -
учителя из школ, участвовавших в эксперименте, так и теоретики -
ученые, работавшие над программами и учебниками. Свою поддержку
проекту по правовому образованию детей высказали от Министерства
общего образования Евгения Волохова и от Министерства юстиции -
Владимир Чернышев. А подвел итог дискуссии президент Российского
фонда правовых реформ Владимир Мазаев. Хотя говорить о подведении
итогов было бы несколько некорректно - ведь работа только
начинается, а центр создается в развитие проекта РФПР "Правовое
образование в школе".
Учредителями Центра правового образования выступили совместно
с Российским фондом правовых реформ Международный юридический
институт, Московский городской педагогический университет,
Московская государственная юридическая академия, Университет
российской академии образования и Федеральный союз адвокатов
России. Перед новым центром стоят большие задачи.
Предстоит разработать программы и учебники по праву для
школьников 5-6 классов, усовершенствовать учебно-методический
материал для старших классов, в Москве и на региональных базах
пройдут переподготовку преподаватели нового предмета.
В России правоведение пока не введено в качестве обязательного
общеобразовательного предмета на федеральном уровне. Но, как
известно педагогам, существует региональный и школьный ресурс
времени, есть такие свободные часы и в специализированных школах.
Их-то при желании учителя по согласованию с родителями могут
занять для изучения правовых вопросов.
05-03-1999, Труд