TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ? Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист: - После долгого перерыва по..

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА ПРОШЛОЙ НЕДЕЛЕ?
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- После долгого перерыва побывал по делам в Европе, посмотрел
там телевизор и убедился, что по части голубого экрана "мы
впереди планеты всей". Голубой он у нас только потому, что
гомосексуалисты на нем желанные гости. А кроме того - грязь и
кровь, цинизм и пошлость. ТВ Европы стоит на страже интересов
своих государств и сохраняет чувство меры в показе насилия. У нас
же не поймешь: то ли ТВ - верное отражение деморализации
общества, то ли общество - жертва телевизионного беспредела.
Наиболее интересные репортажи недели принадлежат В.Грунскому
(НТВ) из Косово. Обычно мы привыкли к антисербской направленности
сообщений из этого региона: ведь наше ТВ покорно следует в
фарватере американской политики. В.Грунский же рассказал правду о
террористических методах Освободительной армии Косово, которую,
как до того чеченских сепаратистов, столь привечает Запад.
Наше ТВ не учитывает эффект "от обратного". Так, сквозь
увеличительное стекло глядя на угрозу со стороны националистов,
оно своими топорными комментариями может действительно превратить
их - учитывая всеобщее недовольство - в грозную силу.
А между тем ТВ, блюдущее российские интересы и отвечающее
отечественной эстетике, могло бы стать надежной заградой и
правому, и левому экстремизму. За примерами ходить далеко не
надо: на том же НТВ многосерийные фильмы А.Пищулина "Николай II.
Круг жизни" и "Жизнь Солженицына" заслужили признание
телезрителей и продемонстрировали, что такое хорошее русское ТВ.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- 23 февраля, переключаясь с ОРТ на РТР и обратно, я наблюдал
два торжества: юбилей патриарха Алексия II и День защитников
Отечества. И там, и там звучали здравицы, звенели песни, гремели
танцы. И там, и там наличествовал в зале премьер. И там, и там
было впечатление психиатрического "дежа вю", то есть навязчивое
ощущение уже виденного - давних монументальных правительственных
концертов. Я ощущал себя персонажем советского анекдота, который
включает телевизор, - там съезд КПСС, переключает на другой канал
- и там съезд КПСС, переключает на третий - а там грозит ему
пальцем чекист: "Я тебе попереключаю!".
Между прочим, точно так же маниакально-психиатрически
зациклена на себе самой и другая сверхдержава. Нас познакомили с
американским списком ста глобальных событий уходящего века, в
котором Октябрьская революция и вторая мировая война, запуск
первого спутника и полет Ю.Гагарина стоят далеко позади скандала
с Моникой Левински. Все это по-пушкински "и больно, и смешно", но
остается надеяться, что история сама расставит все по своим
достойным местам.
А из отечественных потрясений - репортаж про Буйнакскую
бригаду, где зачуханный солдатик делал бизнес на сдаче в липовый
чеченский плен своих же доверчивых сослуживцев. Тут уж было вовсе
не смешно, а больно.
Леонид МАРЯГИН, кинорежиссер, народный артист России:
- Отрадно, что канал "Культура" в годовщину столетия со дня
рождения пионера нашего кино Льва Кулешова показал один из лучших
его фильмов "По закону", предпослав демонстрации картины
передачу, определяющую место творца в мировом и отечественном
кинопроцессе. Жаль только, что авторы передачи попытались (и эта
тенденция, к сожалению, присуща большинству программ об
искусстве) сделать из Л.Кулешова диссидента, избегавшего снимать
кино об окружающей его действительности и эзоповым языком
говорящего о месте художника в тоталитарном режиме.
Фильмография режиссера не подтверждает этих тезисов.
Фильмы "Два-Бульди-два" и "Веселая канарейка" - о
революционном подполье и гражданской войне, картина "Сорок
сердец" - об электрификации страны, лента "Сибиряки" - о том, как
пионеры ищут трубку тов. Сталина, якобы потерянную им в сибирской
ссылке, а название военной "клятвы Тимура" сами говорят о
тематике.
В фильме "Мы с Урала", не увидевшем экрана, режиссер
повествовал о подростках из ремесленного училища, а совсем не о
месте художника в тоталитарной системе.
Александр НЕВЕРОВ, литературный обозреватель "Труда":
- Фильм Максима Гуреева "Блаженны плачущие" был показан на
канале "Культура" в субботу первой недели Великого поста. Причем
показан не ранним утром, не поздней ночью, а в самый (прости,
Господи) прайм-тайм.
К передачам на религиозные темы отношение у меня сложное -
чаще всего смущает тональность разговора, т.е. вопрос о
содержательности формы стоит здесь особенно остро. Рассказ о
православных юродивых получился живым, увлекательным, но без
сусальности и придыхания. Конечно, колоритны сами по себе фигуры
таких подвижников христианского благочестия, как Прокопий
Устюжский, Николай Салос, Ксения Петербургская, обличавшие
сильных мира сего, попиравшие общепринятые нормы поведения, чьи
пророчества часто сбывались. Но авторы не ограничились
воссозданием внешней экзотики - в фильме есть неподдельное
духовное напряжение, которое передается зрителю. Говоря об успехе
картины, в очередной раз радуешься соответствию названия
телеканала, содержанию некоторых его программ.




05-03-1999, Труд