С подъемом затонувшего атомного подводного ракетоносца не все идет так, как утверждают адмиралы
Сообщения о ходе операции по подъему со дна Баренцева моря
погибшей атомной подводной лодки "Курск" носят сугубо деловой
(как и положено), строгий харакктер: доставлено новое
оборудование, закончена вырезка седьмого из 26 запланированных
технологических отверстий в прочном корпусе, водолазы продолжают
расчистку межкорпусного пространства в районе 8-го отсека...
Официальные лица подтверждают, что все идет строго по графику
и нет никаких оснований сомневаться в успешном исходе дела. Хотя
тем, кто внимательно и, может, не без эмоционального пристрастия
(вполне извинительного) следит за событиями вокруг "Курска", иной
раз кажется, что этот оптимизм может и затушевывать реальные
проблемы, возникаюшие у спасателей в Баренцевом море.
Ведь известно, что из-за проблем с финансированием и
затянувшимся выбором зарубежных партнеров правительственная
комиссия во главе с вице-премьером Ильей Клебановым оказалась в
жестком цейтноте. С самого начала было ясно: "Курск" должен
оказаться в заводском доке в поселке Росляково под Мурманском не
позже конца сентября - начала октября. Ничьей волей сроки эти не
отодвинуть, дальше в Заполярье начинается сезон штормов, а затем
и полярная ночь. Все это отметает всякую возможность продолжать
работы на погибшем крейсере.
Не зная деталей нам трудно судить о реальности графика работ
на "Курске". Но очевидно, что в силу обстоятельств режим был
выбран жесточайший. И так же очевидно, что он уже "шатается".
Полагаю, утверждать это можно, несмотря на очередное
успокоительное заявление главкома ВМФ адмирала Владимира
Куроедова: "Сейчас все идет по графику в рамках тех сроков,
которые предусмотрены контрактом".
Вспомним: 29 июня руководство голландской компании "Маммут",
участвующей в подъеме затонувшего крейсера, ознакомило
общественность с некоторыми подробностями плана операции.
"Приблизительно 16 июля из Роттердама выйдет подготовленный
понтон для подъема АПЛ "Курск". Он приступит к работе, как только
прибудет к месту гибели подводной лодки", - отметил президент
компании Франц ван Сеймерин. На календаре август, понтона в
точке, где проводится операция, все еще нет.
В тот же день заместитель главнокомандующего ВМФ вице-адмирал
Барсков сообщил: отделение искореженного взрывом первого отсека
крейсера "планируется начать 16-17 июля". С объявленной даты
прошло почти три недели - первый отсек еще не начинали отрезать.
Вчера стало известно, что работа здесь только начнется
"ориентировочно 10-12 августа". Причем, по признанию руководства
штаба операции, предназначенные для этой цели роботы-резаки при
первой же попытке разочаровали, оказалось, на глубине они не
очень-то справляются со сверхпрочной сталью корпуса "Курска".
По словам адмирала Барскова, окончательное отделение первого
отсека от "Курска" тогда, в июне, было запланировано на минувший
вторник, 7 августа. До этого, говорил заместитель главкома, в
целях безопасности отсек следует еще очистить от боевых частей
неразорвавшихся торпед. В том, что таковые там есть, сомневаться
не приходится. Сила взрыва, погубившего атомоход, была такова,
что весь боезапас рвануть никак не мог Но водолазы и спускаемые
подводные аппараты в металлическом хаосе того, что было раньше
носовой частью крейсера, уцелевших торпед не обнаружили. Видимо,
дальше с этим разбираться некогда. И теперь, вопреки резонным
первоначальным опасениям, подлодку решено резать, не тратя сил и
времени на поиски взрывчатки, осень-то рядом. Авось повезет? А
если, упаси Бог, нет?
Впрочем, допустим, и этот этап пройдет гладко. "Курск" осенью
поднимут и благополучно доставят в 400-метровой длины док в
Росляково, специально построенный для авианосцев и тяжелых
атомных ракетных крейсеров типа "Петр Великий". Больше некуда,
корабль столь гигантского водоизмещения ни в какое иное место
поставить невозможно. Дальше что? Персонал здешнего
судоремонтного завода разделкой атомных подводных лодок не
занимался. Их утилизация проводится на заводе "Нерпа" в
Снежногорске, на другой стороне Кольского залива. Пригласить
опытных специалистов с "Нерпы" в Росляково? Это тоже мало чего
даст. А все потому, что однотипные с "Курском" корабли все до
одного в строю, из боевого состава флота не выведены. Поэтому
даже плановая методика разборки и утилизации этих подводных
гигантов не отработана. Тем более никто не знает, как
подступиться к крейсеру, прочный корпус которого во время
катастрофы деформирован до самой кормы.
Неясно и как придется выгружать из покореженных ракетных шахт
крейсера 22 крылатые ракеты "Гранит", в каждой из которых почти
по три центнера мощной взрывчатки. По всем канонам для этого
необходим специальный кран, которого в росляковском заводе тоже
нет.
В итоге, по-моему, сегодня вряд ли кто решится предсказать,
сколько даже в самом лучшем случае простоит разбитый "Курск" в
Росляково.
Сергей ИЩЕНКО.
08-08-2001, Труд