TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Субмарина в сопках маньчжурии китайские разведчики контрабандно вывозят из россии военные тайны

В 1991 году "Росвооружение" продало Китаю 46 истребителей
Су-27. Мы рассчитывали неплохо заработать и на поставках
запчастей к этим уникальным летательным аппаратам. Однако эти
расчеты не оправдались, потому что в дело вступили китайские
спецслужбы. Они "самостоятельно" решили облегчить бремя казенных
расходов на закупку дорогостоящих запасных частей и приборов и
организовали широкомасштабные операции по их контрабандной
доставке из России.
Годится все, что плохо лежит.
За последние десять лет мы продавали Китаю не только
истребители. Соседи закупили у нас также подводные лодки, ракеты,
корабли... Для поддержания всей этой техники в боевом состоянии
требуется немало запасных частей. Официальным путем закупать их
весьма накладно. Вот и возник нелегальный рынок по продаже всего,
что плохо лежит на российской территории. А у нас много чего есть
стоящего. И много чего "плохолежащего".
Особый и устойчивый интерес у китайцев вызывает все же
новейшая авиационная техника: наши суперсовременные вертолеты
Ка-50 и Ка-52, а также комплектующие к последним поколениям
атомных подводных лодок. Более того, у российских спецслужб есть
предположение, что те образцы боевой техники, которые мы не
продали Китаю, там пытаются воссоздать на своих предприятиях.
Только этим можно объяснить значительное расширение списка
комплектов оборудования и запчастей, а также чертежей, которые
китайские спецслужбы пытаются контрабандно переправить к себе на
родину. Видимо, все это необходимо для "клонирования" современной
российской военной техники на китайских оборонных предприятиях.
Ни для кого не секрет, что добываются эти образцы на
отечественных оборонных предприятиях, "умыкаются" в воинских
частях на Дальнем Востоке и в Сибири. Занимаются кражами и
переправкой ворованного через границу, как это ни прискорбно, в
основном наши алчные соотечественники, завербованные в соседней
стране.
Один из таких торговцев секретами недавно одумался и явился с
повинной в ФСБ. Он рассказал, что китайцы создали специальную
фирму "Азия" в городе Харбине, в которой работал некий
"коммерсант" Лю Дэйцзюнь. Он и являлся непосредственным
заказчиком на поставку военных изделий из России. В хорошо
организованной и четко отлаженной технологии контрабандной
переправки запасных частей и оборудования к военной технике самое
непосредственное участие принимают также сотрудники таможенной
службы и пограничной охраны соседней страны.
"Как я продавал секреты".
- В 1991 году я работал главным инженером строительного
комплекса в городе Уссурийске, - рассказывает И. Рожнов ( фамилия
изменена по этическим соображениям). - Тогда мы заключили с одной
цзилинской компанией контракт на реконструкцию Уссурийского
кирпичного завода. Работы шли два года. Мы должны были
рассчитаться металлоломом (рельсами) или деньгами. На мне лежала
обязанность добывать металлолом. В процессе этой работы я
познакомился с неким О. Шкурновым. Тот лом, который я обычно
поставлял китайцам, не мог покрыть наши затраты на реконструкцию
кирпичного завода. И тогда Шкурнов предложил продавать не просто
металлолом, который он брал на заводе по ремонту атомных
подводных лодок "Звезда" в городе Большой Камень, а изделия
военной техники. Тогда и цены, и выручка значительно подскочат,
убеждал он.
...Итак, перед Рожновым поставили задачу - незаметно вывозить
с территории завода изделия, конечно, не без помощи
заинтересованных в этом руководящих работников "Звезды", а затем
контрабандным путем переправлять их за границу. В роли покупателя
выступил старый знакомый с Дунинской таможни Чжан Сицзинь.
"Предприниматели" сначала предложили китайцу два насоса и
преобразователь с атомной подводной лодки типа "Кальмар".
Вскоре была заключена сделка на 90 тысяч долларов. А через
месяц Рожнов через подставную фирму вывез в Китай под видом
металлолома агрегаты с атомной подводной лодки и документацию к
ним. На китайской таможне их уже ждали. Никакого оформления
деклараций не потребовалось. Сотрудник спецслужбы выдал Рожнову
50 тысяч долларов за услугу. А тот написал расписку такого
содержания: "Я, Рожнов И., получил пятьдесят тысяч американских
долларов от компании "Азия" за поставку технологического
оборудования для котельной".
Продажа агрегатов с атомных подводных лодок продолжалась.
Однако вскоре китайцы отказались покупать оборудование со старых
АПЛ, которые шли на утилизацию, и предложили доставлять им
агрегаты с новейших субмарин. Тут уж Шкурнов и Рожнов вместе со
своими подельниками, которые занимали ответственные посты на
заводе "Звезда", спасовали. Да и побоялись вывозить секретные
изделия.
Китайцы же почему-то решили, что Рожнов может все, и стали
просить его привезти им уставы родов войск Российской армии,
схемы расположения погранотрядов на границе, указания по ремонту
самонаводящихся торпед и ранцевого вертолета, запчасти к
вертолетам Ми-8, Ка-52, самолетам Су-27, оружие для подводной
стрельбы, а также другое военно-техническое имущество... Но
предприниматель испугался, что зашел слишком далеко, и явился с
повинной в ФСБ.
"Туристы" зачастили в Китай.
Рожнов отошел от преступного бизнеса, но его партнеры
продолжали возить соседям изделия военного назначения. Однажды
китайцы, видимо, решив, что в России достать и переправить через
границу можно все, попросили привезти списанную подводную лодку
для восстановления ее в Китае. Конечно, под этим они
подразумевали не громадную субмарину с ядерным двигателем, а
маленькую двухместную подлодку для диверсионных целей, которую
можно было переправить через границу на тяжелом грузовике. Но, к
большому огорчению "коммерсантов", эта задача для них оказалась
невыполнимой.
Установлено, что под видом коммерсантов сотрудники спецслужб
Китая приезжали в Россию, искали партнеров, которым было все
равно, чем торговать. Таким "бизнесменам" давали большие деньги и
просили искать и вывозить в Китай редкоземельные металлы,
которые, как известно, в основном применяются в космических и
оборонных технологиях. Если контракты исполнялись в точности, то
к таким дельцам интерес возрастал. Их усилия щедро
вознаграждались, а задачи усложнялись. Из них потом были
сформированы группы, которые занимались "торговлей" военными
изделиями по направлениям: ВМФ, сухопутные войска, авиация.
Конечно, ФСБ вмешивалась в этот бизнес, и после ряда успешно
проведенных операций тактика соседей изменилась. Китайцы,
испугавшись громких уголовных процессов, перестали сами выезжать
в Россию. Они стали вербовать неразборчивых российских
коммерсантов на своей территории.
В последнее время китайским спецслужбам серьезную конкуренцию
составляют их коллеги из других азиатских стран. Им тоже хочется
получить отличное российское оружие практически задарма. Так, за
чертежи секретной подводной лодки "Варшавянка" китайцы платят
своим "партнерам" от 100 до 300 тысяч долларов. Разве это
расходы? Ведь для того, чтобы приобрести эту субмарину через
официальные российские фирмы (правда, без некоторых существенных
секретов), надо платить десятки миллионов долларов.
В последнее время китайские спецслужбы в очередной раз сменили
тактику. Теперь они стали вывозить российских специалистов-
оборонщиков в Китай на 2-3 суток - как бы в турпоездку. За
определенные консультации наш умелец получает там от 100 до 500
долларов. И безмерно рад таким деньгам, потому что дома он их не
заработает и за месяц. Наиболее ценные из информаторов тайно
заключают с китайскими "партнерами" контракты на более длительное
сотрудничество. Для этого на территории Приморья имеются
нелегальные автономные телефонные переговорные пункты, по которым
можно позвонить в Китай, минуя все отечественные телефонные сети.
И договориться обо всем. И договариваются.
Дмитрий ЛАТЫПОВ, соб. корр. "Труда".




04-04-2001, Труд