Разведчик стал заложником инцидент в небе над южно-китайским морем привел к скандалу в отношениях между китаем и сша
Утром 1 апреля четырехмоторный американский разведывательный
самолет EP-3, взлетевший с базы на Окинаве, совершал рутинный
облет прибрежных районов юга КНР. Он поступил на вооружение ВВС
США еще в 1969 году, но оборудован новейшими средствами
электронного прослушивания. По версии тайваньской газеты "Тайбэй
таймс", американец кружил в непосредственной близости от эсминца
класса "Современный" - одного из двух, купленных Китаем у России
за 2 млрд. долларов в 1999 и 2000 годах.
Как обычно в подобных случаях, за американским
самолетом-разведчиком следовали два китайских истребителя F-8
(вариант советского Миг- 21). Как утверждает тайваньская газета,
они пытались отогнать шпиона подальше от своего корабля. Вот
тогда и произошел инцидент над международными водами. В какой-то
момент самолет-шпион совершил резкий разворот, задев носовой
частью и левым крылом одного из преследователей. Этот маневр
привел к гибели китайского истребителя, пилот которого якобы
успел катапультироваться. Однако до сих пор обнаружить летчика не
удалось.
Получивший повреждения американский самолет-шпион выдал в
открытом эфире сигнал бедствия "Mayday" и совершил экстренную
посадку на аэродроме Линшуй на острове Хайнань. Нет сведений о
том, успели ли американцы уничтожить находившиеся на борту
разведданные и сверхсекретное оборудование. Поднявшиеся в самолет
китайские военные препроводили 24 членов экипажа, включая трех
женщин, в специально отведенное для них помещение.
Пекин заявил решительный протест Соединенным Штатам.
Американцы, в свою очередь, возложили вину за происшедшее на
китайские истребители и потребовали незамедлительного возвращения
EP-3 и всех членов экипажа. Cамолет, утверждают в Вашингтоне,
является суверенной американской территорией, и поэтому китайские
представители, дескать, не имеют права на нее вторгаться.
Директор департамента печати и информации МИД КНР Чжу Банцзао
выразил недоумение, каким образом эта "суверенная американская
территория" оказалась на китайской земле без соответствующего на
то разрешения. Тем более что речь идет о разведывательном
самолете. По вопросу об этом ЧП высказался сам председатель КНР
Цзян Цзэминь, призвавший США "прекратить все шпионские полеты в
воздушном пространстве над китайскими прибрежными районами".
Что же касается судьбы членов экипажа EP-3, то все они
живы-здоровы, пребывают в бодром состоянии духа и "верят в
Америку". Об этом заявил президент Буш со ссылкой на свой
разговор с военным атташе американского посольства в Пекине Нилом
Силоком, который встречался с командой потерпевшего бедствие
самолета. Президент США предложил Пекину не затягивать с
возвращением экипажа и самолета и заявил, что инцидент несет в
себе "потенциал подрыва надежд на плодотворные отношения между
двумя странами". Таким образом, Буш дает понять, что терпение
американской стороны не безгранично.
В комментариях по поводу инцидента китайские СМИ акцентируют
внимание на "двойных стандартах" политики США вообще и в данном
случае - в частности. "По ошибке" США разбомбили в мае 1999 года
китайское посольство в Белграде, потопили в феврале японское
судно, а теперь сбили китайский самолет. "Такая череда
"случайностей", - отмечает влиятельная газета "Чжунго жибао", -
никак не свидетельствует об ответственном поведении на
международной арене крупнейшей державы".
Судя по всему, китайская сторона рассчитывает на официальные
извинения Вашингтона за случившееся и компенсацию нанесенного
ущерба. В любом случае Пентагону придется основательно
раскошелиться на замену внушительного набора секретных кодов и
прочих шпионских премудростей - тех самых, до которых явно
добрались китайские эксперты в ходе детального обследования
самолета-шпиона.
Дмитрий ПРИВАЛОВ, соб. корр. "Труда".
04-04-2001, Труд