TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Прелюдия века с нею большой зал консерватории вступит в свое второе столетие

7 апреля 1901 года в Москве произошло событие, ставшее
рубежным в столичной и общероссийской музыкальной жизни: открылся
Большой зал Московской консерватории. Посмотреть на чудо
архитектуры и дизайна собралось столько людей, что были заняты не
только 2486 мест партера, лож, балконов и амфитеатров, но и все
проходы между рядами. Архитектор Василий Загорский, создавая
проект, следовал последним новациям архитектуры. Оттого до сих
пор мы говорим о Большом зале как об одном из лучших в Европе по
акустическим характеристикам.
Внутреннее убранство, выполненное в стиле Людовика XVI,
поражало своей роскошью. Новацией были и украсившие зал портреты
композиторов, и "рассчитанные" инженером Грунером своды и
огромные зеркала на стенах. Одним словом, Большой зал
Консерватории даже по европейским меркам оценивался как последнее
слово архитектуры и дизайна. Но даже не этот факт заставил мир
говорить о том, что Россия идет в ногу со временем: БЗК стал
одним из первых залов Европы, специально созданных для проведения
музыкальных вечеров и симфонических собраний, ведь до этого
момента академическая музыка делила сценическое пространство с
бальными мероприятиями и театрализованными представлениями.
Василий Ильич Сафонов, занимавший в то время пост директора
Московской консерватории, сделал все возможное, чтобы зал был
построен, чтобы серьезная музыка обрела наконец свой дом.
Благодаря его усилиям были возведены и учебные корпуса
Консерватории, открыт Малый зал, а вот строительство Большого все
откладывалось и откладывалось из-за нехватки средств. При помощи
Императорского Русского Музыкального общества Сафонов сумел
собрать 1 миллион рублей, убедив и императорскую фамилию, и
крупных российских купцов и промышленников в необходимости
осуществления уникального архитектурно-музыкального проекта.
Грядет столетие одного из самых любимых и престижных
концертных залов Европы. К этой дате один из лучших российских
оркестров - Большой симфонический им. П.И. Чайковского и его
художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев,
известные в России и за рубежом своими просветительскими и
благотворительными акциями (стоит вспомнить и не имеющие аналогов
циклы "Общедоступных абонементов", несколько лет проходящие в
БЗК, и совместные концерты с Елизаветой Леонской в фонд
известнейшего венского зала Konzerthaus), подготовили уникальную
программу. В день 100-летия зала, 7 апреля 2001 года, БСО и
Владимир Федосеев исполнят произведения, прозвучавшие на
торжественном вечере в честь открытия Большого зала ровно век
назад. В программу включен и обнаруженный в архивах Музея
музыкальной культуры им. М.И. Глинки гимн "Воздвигнут храм
искусству дорогому" композитора Ф.
Кенемана и поэта Н. Невстуева, созданный специально к первому
концерту, состоявшемуся в БЗК. Нынче гимн жизни славного зала
прозвучит с особым смыслом - как прелюдия к новому столетию жизни
славного зала, без которого сегодняшние меломаны не представляют
себе полноценной музыкальной жизни.
Анна ВЕТХОВА.




04-04-2001, Труд