TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Когда бы не было так грустно

Минувшее воскресенье совпало с традиционным Днем смеха или,
как его еще называют, Днем дурака. У нас же на ТВ в последние
годы праздник этот все чаще становится Днем дурацкого смеха.
Составители программ на разных каналах будто соревнуются друг с
другом в отсутствии всяческого воображения. Сетка дня у них
всякий раз стоит на одних и тех же трех "китах": старых
кинокомедиях, концертах "звезд" поп-музыки и программах
юмористов.
Не важно, что кинокомедии - это на 99% бессмертные ленты
Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелия. Знакомые
зрителям почти наизусть они и в другие дни являются непременным
телевизионным "блюдом". А на подходе к 1 апреля троица
замечательных режиссеров и вовсе нарасхват.
Безразмерные "попсовые" концерты тоже почему-то считаются
признаком веселья. В этом году в моде оказались жеманные артисты.
Сергей Пенкин представил свою "Историю любви" на ТВЦ. Александр
Песков выступил с "триумфальным шоу" под названием "Арлекин"
(РТР). Признаться, непонятно, в чем проявилась "триумфальность"
артиста. Всегда ведь считалось, что пародист должен хоть в
какой-то мере владеть тем искусством, которым занимаются
пародируемые им знаменитости. Теперь, оказывается, можно
пародировать певцов под их фонограмму.
Звучит, скажем, песня в исполнении Пугачевой, а Песков, одетый
"под Пугачеву", совершает на сцене некие телодвижения - те,
которыми, кстати, артистка никогда не грешила. Что тут смешного,
убей - не пойму.
Единственное, в чем пародист "уел" нынешних поп-звезд, - так
это в их страсти к обнажению. Причем чем больше на сцене голизны,
тем, считается, веселее. Было грустно смотреть, как Маша
Распутина, вернувшаяся на эстраду после рождения второго ребенка
и, понятно, несколько потерявшая форму, обнажалась ради
первоапрельского успеха.
Символ современного юмора в разговорном жанре - заполонивший
все экраны Евгений Петросян со своей бесконечной
"Смехопанорамой". Он давно уже рекордсмен по числу критических
отзывов в свой адрес. Его ругают все, кому не лень, а он все
процветает.
К слову говоря, во всех, а не только развлекательных жанрах
чувствуется в последнее время откровенное пренебрежение
общественными потребностями, "обратной связью" со зрителями.
Приведу пример с последним "Гласом народа" Светланы Сорокиной,
прошедшим в минувшую пятницу на НТВ. Там была объявлена важнейшая
тема: хождение генералов во власть. В самом деле, с легкой руки
А.Лебедя, А.Руцкого, А.Коржакова, А.Гурова, А.Николаева (не стану
продолжать этот список - он всем известен) высшие офицеры в
последнее время все активнее участвуют в выборах разных уровней
и, главное, побеждают с большим преимуществом.
Что это значит, чем объясняется, к чему способно привести?
Такие вопросы могли бы стать поводом для разговора, важного для
судеб нашей страны. Но ведущая повела обсуждение совсем в другую
сторону. Подменив на ходу тему, она две трети эфирного времени
занималась, как верно заметил один из присутствующих в студии,
судом над нашей армией. Убийство чеченки, совершенное полковником
Будановым, стало поводом для долгого и маловразумительного
разбирательства, похожего, скорее, на митинг, во время которого
приглашенного в эфир ульяновского губернатора генерала В.Шаманова
превратили чуть ли не в соучастника этого преступления.
Когда же наконец разгоряченные жарким спором участники
передачи вспомнили, для чего они собрались, было поздно: ни
времени, ни сил на плодотворную дискуссию уже не оставалось.
Люди, пришедшие в студию для обсуждения важной общественной
проблемы, как и миллионы зрителей, оказались обманутыми в своих
ожиданиях. Только телевизионщики, кажется, были довольны: удалась
очередная антипутинская акция, политика президента в Чечне еще
раз была подвергнута сомнению.
Анри Вартанов.




04-04-2001, Труд