Не мышонок, не лягушка исторические хроники сохранили около ста случаев рождения младенцев с синдромом сирены - сросшимися ногами, напоминающими рыбий хвост
ЧЕТЫРЕ ТАКИХ ЭКСПОНАТА
ХРАНЯТСЯ В УНИКАЛЬНОМ МУЗЕЕ В ГРОДНО.
Много лет назад, будучи вместе с родителями в Ленинграде, Юрий
Киселевский впервые посетил кунсткамеру. Кунсткамера напугала его
тогда до боли. Сейчас, с высоты возраста, научных знаний и опыта,
он сам может понять и объяснить увиденное. Но кто знает, может
быть, именно этот полученный в детстве шок и стал толчком к тому,
чтобы спустя лет тридцать Юрий Киселевский стал инициатором и
создателем в Гродно уникального музея уродств.
По словам Юрия Киселевского, он задумывал музей сродни
знаменитой кунсткамере, созданной некогда Петром I. Экспонаты для
него Юрий Марьянович вместе с сотрудниками кафедры анатомии
Гродненского мединститута собирает уже много лет. Дело в том, что
институт Киселевский окончил хирургом, по профессии он - анатом,
всерьез интересуется генетикой. Все экспонаты своей коллекции он
собирал для кандидатской диссертации, которая написана на стыке
трех наук: анатомии, генетики и тератологии. И если о двух первых
хоть что-то слышали почти все, то даже само название третьей
большинство сейчас прочло впервые. Между тем тератология - наука
об уродствах - является весьма древней и развитой, поскольку
уроды рождались столько, сколько существует само человечество.
Темой своей диссертации Киселевский избрал "Сосуды и нервы
нижних конечностей". Естественно, что в процессе работы возникали
вопросы о том, как меняется строение вен, артерий, нервов при
какой-либо хромосомной патологии. Это научное направление
заинтересовало всю кафедру, начался сбор материала. Была
достигнута договоренность с рядом прозектур Минска, Ленинграда,
сотрудники ездили туда в командировки, как только появлялось
что-то необычное, и привозили это "необычное" в Гродно обычным
поездом или автобусом. Среди всего того, что поступало на кафедру
для научной работы, попадались интересные экземпляры, которые
Киселевский сохранял. Сегодня у Киселевского более 50 экспонатов.
Для сравнения: в петербургской - 150.
Коллекцию уродов для кунсткамеры Петр I приобрел в Голландии
за тридцать тысяч гульденов - стоимость трех тогдашних военных
кораблей. В XVIII веке посещение анатомических театров было
весьма модным времяпрепровождением. Публика шла "на уродов" за
острыми ощущениями с таким же энтузиазмом и любопытством, как
сегодня - на просмотр фильмов ужасов.
Заплатив за коллекцию совершенно безумные по тем временам
деньги, Петр, как выяснилось позже, не только развлек праздную
публику, но и оказал неоценимую помощь отечественной медицине:
когда кто-то из его преемников под давлением церкви запретил
препарирование трупов, эти экспонаты стали для медиков
неоценимыми наглядными пособиями.
Интересно, что на покупке коллекции Петр не остановился, и в
1718 году издал беспрецедентный указ о национализации уродов,
который предписывал привозить всех детей, зверей и прочих живых
тварей, рожденных с аномалиями, в Санкт-Петербург, и сдавать в
кунсткамеру. Мотивировалось это несколько странное повеление не
чем иным, как благородными целями "углубления знаний по анатомии
и просвящению российских граждан". Согласно указу полагалось
"доставлять в Петербург уродов человеческих, скотских, звериных и
птичьих". При этом были указаны твердые расценки на эти ошибки
природы. Так, за "звериного" урода полагалось 5 рублей золотом, а
за "человечьего" - 10. За сокрытие - наказание в виде битья
плетьми и крупных денежных штрафов.
Законопослушный народ исправно пополнял собрание кунсткамеры,
и таким образом туда поступали то сиамские близнецы, то живая
курица о четырех лапах. Там же можно было встретить карликов,
которых заставляли выступать на публике, как в цирке, волосатых
женщин, нескольких гермафродитов и сиамских близнецов. По
свидетельству современников, время от времени живые экспонаты
кунсткамеры ударялись в бега, но по причине слишком заметного
внешнего вида их быстро ловили и возвращали обратно. За вход в
музей платы с народа не брали.
Сегодня такие экспонаты - уроды - большая редкость, поскольку
техника дородовой диагностики позволяет выявить будущие аномалии
еще на ранних сроках беременности и не допустить появления на
свет младенцев со столь явными патологиями. Конечно же, дети с
ярко выраженными нарушениями развития рождаются и нынче, но чаще
где-то в глубинке. Многим родителям небезразлична судьба их
ребенка, каким бы он ни родился. И если одни готовы приплатить,
чтобы больше никогда не видеть это чудовище, других религия или
убеждения заставляют забрать изуродованный трупик, чтобы
обязательно его похоронить. Однако одновременно с сокращением
рождения детей с такими патологиями, как это ни печально, выросло
и количество "факторов риска", влияющих на нормальное развитие
плода. Так что целью создания необычного музея в Гродно является
не только желание сохранить уникальную коллекцию, но и стремление
показать последствия негативного влияния на организм человека
загрязненной окружающей среды, вредных привычек и иных
неблагоприятных факторов.
Как показывает грустный опыт человечества, причины мутаций
могут быть самыми разными - от неправильного и неправедного
образа жизни родителей до таких не зависящих от них причин, как
внутриутробное инфицирование, химическое или радиационное
воздействие на плод. Намного возрастает риск рождения ребенка с
определенными пороками у немолодых родителей. Ребенка с синдромом
Дауна, научно описанным лишь в прошлом веке, можно видеть на
полотне Монтенья "Богоматерь с младенцем", датированном 1454
годом. На известной картине Рафаэля "Сикстинская мадонна"
изображен Святой Сикст, у которого на правой руке внимательный
зритель может насчитать шесть пальцев. Оказывается, полидактилия
- многопальцевость - известна столько, сколько существует само
человечество. Существует целый ряд семей, где такие пороки
передаются из поколения в поколение. Интересно, что у работавшего
в XVIII веке в кунсткамере академика Бюльфингера в семье весьма
часто наблюдалось излишнее количество пальцев. Судя по портрету,
написанному отцом, у сына художника Врубеля была расщелина
верхней губы и неба, известная как "заячья губа", на картине
Веласкеса можно увидеть карлика. Такие дети появлялись на свет во
все времена, даже тогда, когда о причудах "мирного атома" еще
никто и слыхом не слыхивал. Другое дело, как человечество
относилось к ним. Еще в античном мире появление уродов на свет
пытались объяснить при помощи двух теорий: первая получила
название гибридной, вторая - теории материнских впечатлений.
Первая теория ошибки природы разъясняла с прямотой римлянина:
переспала женщина с представителем другого вида - получи
урода. В качестве примера неблагочестивого поведения дам
приводилась супруга критского царя Миноса: согрешила с Зевсом,
принявшим облик быка, - появился человекобык Минотавр. Отсюда -
легенды о сфинксах, гарпиях, фавнах и так далее. Вторая теория
была несколько менее прямолинейной и предполагала зависимость
между рождением урода и впечатлениями матери во время
беременности. Иными словами, испугалась беременная женщина лошади
- жди рождения кентавра.
В эпоху средневековья женщин, родивших "не мышонка, не
лягушку, а неведому зверушку" подозревали в противоестественной
связи с Сатаной и сжигали на костре как ведьм. Куда более
терпимыми выглядят на таком фоне древние цивилизации: о людях с
нестандартной внешностью они слагали легенды - вспомните циклопов
из античных мифов. Кстати, в гродненской коллекции есть и такой
"экспонат" - бедный маленький одноглазый уродец.
Неспроста, по-видимому, появились и мифы о русалочках: за
историю человечества описано 108 случаев рождения младенцев с
синдромом Сирены - сросшимися ножками, напоминающими рыбий хвост.
У Юрия Марьяновича - четыре из этих самых ста восьми... В музее
можно увидеть и "двуликого Януса", у которого на одной голове
имеется сразу два лица, сиамских близнецов.
В гродненском музее имеются и "влажные" препараты, и
фотографии пороков развития и уродств, рентгенограммы, рисунки,
репродукции и другие материалы. Подробная информация о причинах
возникновения тех или иных уродств могла бы послужить для
кого-нибудь предупреждением.
Уродство порой завораживает не меньше, чем красота. По мнению
Киселевского, природа ничего не делает зря, и, если она создала
эти чудовищные пародии на человека, значит, и в них скрыт
какой-то глубинный смысл. Уродство, считает ученый, - это некая
грань красоты. Словом, как приговаривали шекспировские ведьмы,
"все прекрасное -ужасно, все ужасное - прекрасно".
Вероника ЧЕРКАСОВА.
04-04-2001, Труд