TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Заплатишь 1500 рублей, и не надо больше бояться человека с мерседесом

Государственная Дума РФ приняла проект закона об обязательном
страховании гражданской ответственности автовладельцев. Правда,
до вступления закона в силу придется подождать - сначала его
должна утвердить верхняя палата, потом он поступит на подпись
президенту. Но в итоге с 1 июля 2003 года каждый владелец
автомобиля - КАЖДЫЙ! - будет обязан иметь страховой полис на
возмещение ущерба при дорожно-транспортном происшествии.
ПОСЛЕ ЧЕГО в случае "причинения вреда жизни, здоровью или
имуществу других лиц" всеми проблемами, связанными с денежными
компенсациями - на ремонт чужой машины, на лечение пострадавших и
т.д.,- займется не сам потерпевший и даже не виновник аварии, а
страховая компания. Теоретически это означает конец бандитским
"разборкам" на дорогах, мытарствам по судам и прочей волоките.
Страна и на этом направлении вступает в период цивилизованной
жизни, когда каждый ее гражданин - КАЖДЫЙ, а не только
автовладелец - будет что-то стоить (пострадать ведь может не
только водитель или пассажир, но и оказавшийся в зоне аварии
пешеход).
В целом страховая сумма, в пределах которой страховщик
(компания, выдавшая полис автогражданской ответственности) будет
обязан возместить потерпевшим ущерб, причиненный их здоровью и
имуществу, определена законом в 400 тысяч рублей. Из них на
компенсацию вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевших,
предусматривается 240 тысяч рублей. В случае, если вред был
причинен одному потерпевшему, страховая сумма составит не более
160 тысяч рублей. Максимальная сумма, выделяемая на компенсацию
поврежденного в результате ДТП имущества, также составит 160
тысяч рублей при ущербе нескольким потерпевшим и 120 тысяч рублей
- если потерпевший один.
Много это или мало? Сегодня в 80 - 90 процентах случаев
автомобильных аварий ущерб "невиновной стороне" не превышает
тысячи долларов. Хотя, конечно, бывает всякое, и если кому-то
попалась на пути очень "навороченная" иномарка, ее ремонт может
быть оценен и в 10, и в 20 тысяч долларов. То есть главное
правило водителя - "гляди в оба!" - остается актуальным и после
вступления в силу нового закона. Обязательное страхование
рассчитано на случай аварии "по неосторожности", а не "по
нахалке".
В законе не определена стоимость полиса обязательного
авто-страхования. Ее будут выводить отдельно для каждого региона
в зависимости от загруженности дорог транспортом и прочих
обстоятельств. Но, по предварительным данным, даже в Москве -
городе с самым напряженным "трафиком" (что повышает опасность)
стоимость страховки не превысит 1500 рублей в год. То есть будет,
как минимум, вдвое ниже нынешнего общепринятого тарифа. В
областных центрах средней полосы России эта сумма должна быть
значительно ниже (до 300 - 400 рублей в год). Согласитесь, если
человек смог потратить 30 - 40 тысяч рублей за удовольствие
ездить на собственном автомобиле (даже ржавой "копейке"), будет
справедливо, если он заплатит в сто раз меньше за спокойствие
"встречных". Кстати, примерно столько же - 3 минимальных оклада -
составит и штраф за выезд из гаража на машине без страховки.
Закон принят, но значит ли это, что теперь мы сразу будем
избавлены от прежних хлопот? Увы... В России, как известно,
испокон веку "суровость законов компенсировалась
необязательностью их исполнения". Чтобы стать по-настоящему
цивилизованной страной, нам придется еще многому учиться.
К примеру, сотрудникам ГИБДД предстоит "научиться" появляться
на месте случившейся аварии не через три-четыре часа, а через 10
- 15 минут. Иначе спешившие по своим делам участники ДТП могут
начать собственные "разборки" - кто виноват, кто (и когда?)
должен платить за причиненный ущерб: "автор" аварии (причем
немедленно) или страховая компания (через неделю или месяц).
Неизвестно, как справятся с потоком новых клиентов и страховые
компании, которые сегодня работают в "щадящем режиме", но порой
собирают в своих офисах весьма солидные очереди.
Впрочем, надо надеяться, что конкуренция на этом рынке услуг
будет достаточно жесткая. И желающие побольше заработать на
"автогражданке" начнут заманивать к себе автовладельцев
высочайшим уровнем сервиса.
Мнение специалистов.
Петр СУХАНОВ, начальник страхования транспорта и гражданской
ответственности страховой компании правоохранительных органов:
- Слышал от некоторых автолюбителей, что обязательное
страхование машины - это чуть ли не грабеж среди белого дня,
мягче говоря, - отъем денег законными путями. Не думаю. В прошлом
году к нам в компанию обратилось 150 тысяч водителей именно для
того, чтобы застраховать свою гражданскую ответственность. Обычно
она назначается в размере 5000 долларов, но человек может выбрать
и другую сумму - 3000, 2000, хоть 1 доллар. Если вы стукнули
чужую машину, то в пределах этой суммы можете ее отремонтировать
или доверить ремонт нашим партнерам - автосервисам, с которыми мы
сотрудничаем.
Страховой взнос сейчас взимается в размере от 1,5 до 2
процентов от оговоренной страховой суммы. С 5000 это составляет
150 долларов. Заплатив их, вы можете не беспокоиться целый год. В
законе сказано, что тарифы будет устанавливать правительство. Мне
кажется, что они не должны быть сильно высокими, у простых людей
денег не много.
Герман ТИТОВ, зам. начальника отдела розыска УГИБДД Московской
области:
- Меня закон обрадовал. Вы знаете сами, какие трагедии
разыгрываются на дорогах даже после небольших аварий. Дело
доходит, честно скажу, до рукоприкладства - водители таким
образом выясняют, кто прав, кто виноват. Ведь платить за ущерб
приходится виноватому. Я уже не говорю о том, как тяжело
пострадавшему добиться возмещения ущерба, нанесенного его машине.
Годами приходится выбивать по капле долг
Однако, на мой взгляд, закон больнее всего ударит по
преступникам - "подставлялам" на дорогах. Сейчас сплошь и рядом
бандиты ловят невнимательных или рассеянных автомобилистов,
провоцируют аварию, подставляют под удар зазевавшегося багажник
дорогой иномарки, левый бок или левое крыло дорогого автомобиля,
которые заранее изуродованы, а потом вымогают с мнимого виновника
большие деньги на "ремонт". Поймать "подставлял" очень трудно.
Так вот, закон выбивает почву из-под ног дорожных пиратов. Теперь
за водителя, который совершил "мнимый" наезд, но имеет полис
страхования гражданской ответственности, с "пострадавшими" будет
разбираться страховая компания.
Владимир СЕМИКИН, водитель из Краснодарского края:
- Я за рулем 20 лет. Всякое бывало. Но скажу так: для сельских
водителей обязательное страхование гражданской ответственности не
очень-то и нужно. Ну, скажите, где я найду машину на бескрайних
степных просторах, в поле, чтобы ее стукнуть нечаянно. А вот в
большом городе - такая страховка просто позарез нужна. Я не раз
бывал на машине и в Краснодаре, и даже в Москве - сколько там
аварий! Для водителей, которые стукнули иномарку своим
"жигуленком", - это настоящая трагедия: ремонт стоит бешеных
денег Если же его берет на себя страховая компания, то как этому
не порадоваться. Лучше найти денег на страховой взнос, чем в
случае беды продавать вещи, а то и квартиру на ремонт чужого
"мерседеса".
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
Подготовил Виктор ХОХЛОВ.




04-04-2002, Труд