TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Марк розовский: юбилей - это катастрофа с оттенком праздника

Художественному руководителю театра "У Никитских ворот"
исполнилось 65, но сколько ему на самом деле - непонятно, ибо
энергии у него хватает на все:
ставить спектакли и играть в них, сочинять музыку и писать
книги...
- Марк Григорьевич, вы прошли путь от журналиста-диссидента до
известного режиссера и хозяина своего театра. Как это могло
случиться?
- Собственно "диссидентом" я никогда не был. Хотя чуток
"диссидентствовал", но так вели себя тогда многие. Настоящие
диссиденты - это Анатолий Марченко, Лариса Богораз, Наталья
Горбаневская и другие считанные единицы - не щадя живота своего
шли на Голгофу: в психушки и лагеря. И комитетчики ничего с ними
не могли поделать. Мы же были массой, то есть теми
"шестидесятниками", которые им сочувствовали не только за
бутылкой водки на кухне, но и при любом удобном случае -
например, делая свое дело на сцене студенческого театра "Наш
дом". На общих дрожжах пекся пирог будущей свободы, который потом
пытались сожрать всякие путчисты. Нам в те годы хотелось зажечь
на этом пироге свечи, только и всего, хотелось как-то
противостоять темноте. А диссиденты были мучениками за всех нас,
им еще поставят памятники на площадях. Но это будет не скоро.
- Как получилось, что вам, не имеющему режиссерского диплома,
довелось поставить в БДТ знаменитую "Историю лошади"?
- Театром я увлекся еще в школе. А в Университете начались мои
"театральные университеты" - в студии "Наш дом" я с друзьями
бредил тем же самым, что и сегодня сводит меня с ума, -
возможностью сотворить свой мир во времени и пространстве, "здесь
и сейчас", как сказал Станиславский. В практике создания того или
иного спектакля происходило постижение профессии, так что легенда
о том, что я "дилетант", меня раздражает, поскольку не
соответствует действительности. Товстоногов ценил высший
профессионализм и, приглашая меня в БДТ, прекрасно знал, кого
берет на работу, ибо до этого не раз видел мои спектакли в
Ленинграде на гастролях "Нашего дома". Да, дипломных "корочек" у
меня нет, но есть филологическое образование, плюс я закончил
Высшие сценарные курсы, а еще 12 лет занимался в Студии
драматургов у Алексея Арбузова и ставил, ставил, ставил всю
жизнь... Этого мало?.. Олег Ефремов помог мне, пусть и запоздало,
в 1983 году получить тарификацию - причем сразу режиссера высшей
категории. Это произошло, когда я поставил на сцене МХАТа
"Амадея". Между прочим, спектакль по сей день идет там, и
попробуйте достать на него билет!..
- Какое ощущение осталось у вас от работы в БДТ? Если бы вы
заранее знали, что ваше имя уберут с афиши этого спектакля, все
равно стали бы репетировать?
- История, как говорят, не терпит сослагательного наклонения.
История "Истории лошади" - тоже. Однако ваш вопрос таит подвох:
любим ли мы себя в искусстве или искусство как таковое? Наберусь
мужества, стисну зубы, чуть ли не заплачу от перенесенных обид и
с трудом выдавлю: если бы и знал, то не отказался бы...
Представим себе на миг: не было бы Евгения Лебедева - Холстомера,
Олега Басилашвили - Князя, не было бы вообще спектакля в БДТ...
И тогда публика была бы обокрадена... К тому же я следую
совету Достоевского: "Смирись, гордый человек!..".
- Помнится, когда началась перестройка, вы в одном интервью
говорили, что театр должен быть самоокупаемым. Сейчас вы
придерживаетесь того же мнения?
- Русский репертуарный театр самоокупаемым быть не может, а
студия или антреприза - обязаны. Нам всем нужен закон о театре в
пакете с законом о меценатстве - это ясно как Божий день. Но наше
государство сознательно не идет на это, поскольку финансово ему,
видимо, выгоднее держать на загривке у налогоплательщика 700
коллективов (такого нет ни в одной стране мира), чем плодить
добровольных "доноров", делающих за определенно сниженный процент
налога свой вклад в культуру. Пока будет торжествовать эта
позиция, театральная реформа не пойдет.
И все будет по-старому: распределительная система, нищенские
оклады, разве что этой злодейки-цензуры - нет... В такой ситуации
у нас по-прежнему будут просить и кому-то "давать, но мало"...
Театры-монстры, театры-гробы, театры, пахнущие нафталином и
мертвечиной - это, как и раньше, "наше достояние". Зритель
кашляет - значит, сцена больна.
- Вы завсегдатай многих российских и зарубежных театральных
фестивалей. Знаю, например, что в Авиньон вы поехали на
собственные деньги. Скажите, эта поездка того стоила?
- Театр "У Никитских ворот" не имеет спонсоров, потому что я,
видимо, не умею выпрашивать деньги у богатых людей. Мы сами
научились зарабатывать, пусть немного, но сами. В Авиньон мы
ездили за свой счет, никто нас туда не посылал, зато мы сыграли
"Бедную Лизу" на русском и французском языках - и оправдали
расходы благодаря аншлагам. Окрыленные успехом, через год рванули
в Эдинбург, но тут - при успехе зрительском и критики - понесли
убытки. Моя самонадеянность была наказана, и в обозримом будущем
мы в Эдинбург не поедем... К тому же фестиваль этот при ближайшем
рассмотрении оказался творчески несостоятельным - множество
псевдотеатральной "шпаны" и очень мало Искусства. Налицо
некоторая деградация, кризис идей, этакий агрессивный
непрофессионализм - все то, что как раз вползает и в наше
театральное пространство.
- Сейчас вы готовите премьеру мюзикла. Что вас подвигло на
это?
- Все, что в нашем театре называется мюзиклом, далеко не
всегда соответствует требованиям жанра. Чаще всего это
музыкальные спектакли с элементами мюзикла - иногда неплохие...
Или совершенно беспомощные потуги без знания железных законов, но
с претензией и конечным обманом зрителей, еще не понюхавших
настоящего Бродвея. Моя попытка, конечно, в ряду других попыток
расшевелить жанр на российской почве. Но без первоначального
освоения американских образцов нам тут делать нечего. Мы
продвигаемся к этим высотам по миллиметру - и "мода на мюзикл"
тут ни при чем. Лично для меня это не совсем чужой опыт - ведь
"История лошади" шла на Бродвее в свое время с моей музыкой
(хотя, представьте, я не знаю нот!) - в течение года ее играли по
8 раз в неделю в нью-йоркском театре "Хелен Хейс". Да и "Орфей и
Эвридика" - спектакль, прошедший 2500 раз, - поставлен был так же
вашим покорным слугой. Как вы понимаете, мне хочется в новом
представлении "Кабаре, или Боб Фосс живет в Москве" выдержать
соцсоревнование с американской классикой на сцене
Мосбизнесцентра. Да, мы рискуем, но без риска в театре скучно!
- На днях у вас состоялся юбилей. Примите наши поздравления...
- Юбилей?.. Какой юбилей?.. Да забудьте вы это слово!.. Юбилей
- это катастрофа с оттенком праздника.
Мария БЫКОВА.




04-04-2002, Труд