TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Откуда пошел счет на палочках

Комитету московского образования исполнилось 70 лет. К этой
дате вышла книга "Московское образование. История и
современность". В ВВЦ состоялась ее презентация.
Эта книга об истории столичных школ со времен основания Москвы
до сегодняшнего дня. Тут собраны сведения археологов и историков
о возникновении первых школ в XII-XIII веках, о том, как они
реформировались на протяжении семи столетий - вплоть до начала ХХ
века. Оказывается, пение в древнерусских школах было таким же
"профилирующим" предметом, как чтение, письмо и счет. Уже тогда
обучали арифметике на палочках и пальцах. Только целые числа на
письме обозначались буквами, дробей вообще не писали, а называли
словами, отчего мы до сих пор так и говорим: "половина
четвертого", "без четверти три". Первая иностранная "спецшкола"
появилась у нас раньше, чем греко-славянская. В 1621 году в нее
пошли дети из Немецкой слободы.
Реформы Петра I превратили Москву в центр российского
просвещения. К началу ХХ века тут были представлены все типы
учебных заведений: мужские и женские гимназии, закрытые
институты, реальные и коммерческие училища, кадетские корпуса.
В 1917 году правительством большевиков был взят курс на
унификацию школы, и к середине 30-х годов Москву застроили
типовыми зданиями знаменитых советских десятилеток. У них тоже
было немало достижений. Если в конце 20-х годов в московских
школах насчитывалось всего около сорока киноаппаратов, то в 30-х
учебные фильмы перестали быть редкостью. Тогда же в Москве
образовалась система детсадов, которые посещали более 120 тысяч
детей.
О том, как живет современная школа, рассказывает последний
раздел книги. Качество московского образования по-прежнему
остается лучшим в России. Восстановлены традиции многообразия
учебных форм: дети снова ходят в лицеи, гимназии, частные школы.
Появилась в Москве первая школа навигации. Среди лучших педагогов
столицы названы руководитель центра образования N 109 Е. Ямбург,
директор школы N 45 Л. Мильграм, директор школы надомного
обучения N 367 Т. Забелина, преподаватели гимназии N 1567
Л.Соболев, Л. Звавич и многие другие.
Несмотря на то, что в столице зарплата педагогов выше, чем в
других городах, прожить на нее трудно. Поэтому с 1994 года
правительством Москвы была принята программа "Столичное
образование-1", где предусмотрена и финансовая поддержка
учителей.
Ольга Орлова.




04-05-2001, Труд