Бойцы электрофронта
НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.
Чем можно было в 1941-м защитить Москву от врага? Навскидку
вспомним: "Возьмем винтовки новые, на штык флажки", "Мчались
танки, вихри поднимая", "Летит стальная эскадрилья". Пожалуй, мы
перечислили все наши силы. Кроме основной, конечно: отступать
некуда, позади Москва.
Но сейчас мало кто знает, что в борьбе с фашистами
использовали и такое оружие, как высоковольтный провод. И если
через песни и историю мы знаем и об артиллеристах, которым Сталин
дал приказ, и о том, что "Вступил на утес черноморский матрос",
то об "электрофронте" мало кто и слышал. А такой был.
Организовали тогда его ведущие специалисты Мосэнерго.
- На подступах к столице, - вспоминают бывший начальник
управления специальных работ Западного фронта генерал-лейтенант в
отставке, в прошлом сотрудник Мосэнерго М. Иоффе и бывший
сотрудник МК ВКП (б) К. Бородин, - был создан рубеж мощных
электрозаграждений в сочетании с минно-взрывными устройствами.
Если проще, то, как в кулацком саду, злоумышленник рисковал
нарваться на колючую проволоку под током, правда, напряжение было
"чуть повыше" - 2200 В. Да еще кругом мины лежали.
- Через эту преграду, - вспоминают ее строители, - не удалось
пробраться никому. Помнится атака пехоты противника в районе
деревни Козино, близ Волоколамского шоссе. Для немцев было полной
неожиданностью, что они наткнулись на электрозаграждения, и
несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены током.
Полукольцо электрических заграждений в сочетании с взрывными
устройствами так и не дали противнику преодолеть этот рубеж.
Какова история этого не совсем обычного оружия?
В августе 1941 года Государственный комитет обороны поручил
Научно-исследовательскому военно-инженерному институту Красной
Армии и Наркомату электростанций спроектировать, построить и при
необходимости применить в боевых условиях при обороне Москвы
рубеж мощных электрозаграждений.
В принципе он защищал все западные подступы к Москве -
протяженность его равнялась 300 км. Рубеж проходил от Домодедова
до Ленинградского шоссе, через Подольский, Краснопахорский,
Наро-Фоминский, Кунцевский, Красногорский и Химкинский районы
Московской области.
Ход работ был на постоянном контроле у первого секретаря
Московского горкома партии А.Щербакова. На базе Научно-
исследовательского института Красной Армии было сформировано
управление работ Западного фронта, в составе которого находились
303- й отдельный инженерный батальон, несколько отдельных
электротехнических рот и рот специальной взрывной техники,
управляемой по радио.
В состав управления было направлено около 150 инженеров,
техников и электромонтеров. Среди них были ведущие сотрудники
Мосэнерго на уровне заместителей главных инженеров, начальников
управлений и служб.
В кратчайшие сроки было построено огромное заградительное
полукольцо, питающееся напряжением 2200 вольт. Для
электроснабжения этих заграждений использовались высоковольтные
сети Мосэнерго и были построены 30 подземных подстанций. В
служебных помещениях станции метро "Пл. Свердлова" размещалась
диспетчерская служба.
Сети Мосэнерго дублировались электролизованными сетями,
питаемыми от специальных передвижных электростанций. Все это
подкреплялось и весьма эффективными электроуправляемыми
противотанковыми и противопехотными минными полями.
Опыт использования мощных высоковольтных заграждений в
дальнейшем с успехом применялся на разных фронтах Великой
Отечественной войны, в том числе в битве за Сталинград и на
Курской дуге. А потом управление специальных работ Западного
фронта было преобразовано в 33-ю инженерную бригаду, в составе
которой продолжали воевать работники Мосэнерго, многие из которых
дошли до Берлина.
Как и о многих других советских людях, о них можно
рассказывать бесконечно, их бесстрашие и героизм помогли стране
выстоять в час испытаний. Ветераны вспоминают, как электромонтеры
высоковольтной сети Мосэнерго фактически спасли Тулу, окруженную
фашистскими войсками. В городе собственных источников
электроэнергии не было, его жизнь обеспечивалась тоненькой линией
электропередачи напряжением 110 кВ от Каширской ГРЭС. Можно
только представить себе, какой героизм проявили
электромонтажники, не раз восстанавливая ЛЭП, проходившую по
территории, занятой врагом.
Но не только ратными подвигами славны наши энергетики. В годы
войны и первые послевоенные дни им приходилось идти на такие
инженерные хитрости, которые и сейчас кажутся верхом
изобретательности. Ведь победителям доставались разрушенные
немцами города, взорванные электростанции, лишенные проводов
электросети. Враги оставляли страну без света, тепла, энергии.
Чтобы обойтись минимумом затрат и рабочих рук, не протягивать
многокилометровые электросети, использовать оставшееся на
электростанциях уцелевшее оборудование, инженеры решили
смонтировать передвижные электростанции на железнодорожном ходу.
Их изготавливали всего за два месяца в обычной ремонтной
мастерской. Еще до конца войны было изготовлено 9 таких
электростанций. Они быстро подъезжали к нужному объекту и были
практически неуязвимы для врага. После войны такие "передвижки"
активно использовались при ремонте объектов, лишенных
электроснабжения: мостов, плотин и т.д.
Не менее оригинальным решением было использование в качестве
электростанций: обычных паровозов. Во-первых, они могли работать
на местном топливе, причем как твердом, так и жидком. Во-вторых,
в паровозе можно одновременно использовать как котел, так и
паровую машину. На верх котла устанавливался генератор, дающий
электроэнергию. В некоторых случаях паровоз использовался как
котельная - для обогрева. Этим изобретением пользовались
повсеместно и достаточно успешно.
Вот такие истории. Земля российская, как известно, всегда была
богата умными, изобретательными людьми, да к тому же любящими
свою Родину.
Олег Милюков.
04-05-2001, Труд