Тень железного занавеса
Василий ЩУРОВ.
На этой неделе глава МВФ Мишель Камдессю, выразив недовольство
военными действиями в Чечне, заявил о том, что в этом году России
не стоит рассчитывать на второй кредитный транш. В качестве
ответного шага наше правительство повысило экспортные пошлины на
российскую нефть. Тем самым оно дало понять, что попытается за
счет сырьевиков залатать прорехи в бюджете, образовавшиеся из-за
козней МВФ и затрат на чеченскую кампанию.
Итак, правительство подняло экспортные пошлины сразу вдвое - с
7,5 до 15 евро за тонну. У правительства свои резоны - мировые
цены на нефть все это время росли, а потому экспортерам надо
делиться. Если учесть, что тонна "черного золота" сегодня
продается по цене от 175 до 180 долларов, то новая пошлина за
пересечение границы не кажется чрезмерной. Но тут важен
прецедент. Напомним, что правительству удалось совладать с летним
бензиновым кризисом благодаря "джентльменскому" картельному
соглашению: власть обещала не чинить препятствий экспортерам в
обмен на насыщение российского рынка нефтепродуктами.
Правительство второй раз соглашение нарушает и тем самым
провоцирует повышение внутренних цен.
Меж тем другого источника пополнения бюджета нет. Продажа
энергоресурсов остается главной статьей экспорта. За десять
месяцев российские компании продали нефти на 10,1 миллиарда
долларов. Именно эта валюта позволяла в условиях, когда МВФ
перестал финансировать российские реформы, сохранить лицо и
расплачиваться за взятые раньше кредиты. Росли поступления в
казну и с внутреннего рынка в федеральный бюджет налогов
поступило на 89 миллиардов рублей больше, чем планировалось. По
крайней мере часть дополнительных доходов тоже можно пустить на
расчеты с кредиторами.
И все бы ничего, но долги растут как снежный ком. В
наступающем году, если не договоримся об отсрочке, придется
отдать кредиторам около 12 миллиардов долларов. Вдобавок в
российском бюджете-2000, который уходящей Думой был с триумфом
принят в рекордные сроки, предусмотрено почти 6 миллиардов
долларов внешних заимствований. Если МВФ не сменит гнев на
милость, таких денег нам никто не даст. Ведь это около четверти
всей доходной части - такую дыру не закрыть. Значит, чтобы
платить по счетам и избежать дефолта по международным
обязательствам, придется секвестировать бюджет. Причем по всем
позициям, кроме оборонки и силовых ведомств. На финансирование
армии и МВД в Чечне, по официальным оценкам, уже потребовалось
дополнительно около 10 миллиардов рублей. Как заявляют военные,
при благоприятном развитии событий на завершение операции в Чечне
потребуется несколько месяцев. Придется и по всей России пенсии,
зарплаты повышать - как-никак на носу выборы и надо ублажать
электорат. Ясно, что в таких условиях на структурные реформы,
реанимацию банковской системы, на инвестиции денег просто не
останется. А без развития экономики мы не сможем, как бы ни
старались, расплатиться с кредиторами: сегодня деньги выкроили,
завтра снова затянули пояса - это не может продолжаться
бесконечно.
Похоже, правительство все же не хочет, чтобы события
развивались по сценарию, который ведет к международной изоляции.
Во всяком случае Виктор Христенко уже заявил, что никто не
собирается "сжигать мосты". Россия будет и дальше выполнять
согласованные с МВФ мероприятия, прописанные в совместном
заявлении ЦБ и правительства. В расчете, очевидно, на то, что
усмирить сепаратистов и "закрыть" чеченский вопрос удастся
раньше, чем кончатся деньги на обслуживание внешнего долга.
Какой же резерв времени? Он прямо зависит от стоимости
"черного золота". На днях бывший глава Минтопа Юрий Шафраник
признал, что влияние Запада на российскую экономику через цены на
энергоносители гораздо более жесткое, чем через кредиты МВФ.
Мировой рынок подвержен колебаниям - сегодня товар дорожает,
завтра падает в цене, затем маятник снова качается в другую
сторону. И что будет с российским бюджетом и внешним долгом, если
нефть подешевеет? Об этом даже думать не хочется.
09-12-1999, Труд