Царица в положении золушки
В последние годы телевизионный "пейзаж" заметно изменился.
Раньше "царицей эфира" выступала, конечно же, публицистика.
Именно здесь работали самые талантливые, думающие журналисты,
здесь происходили наиболее значимые находки в области
телевизионных выразительных средств.
Теперь все заполонили новости. Многие каналы дают их чуть ли
не каждые два часа. У телезрителей от информационных выпусков
рябит в глазах: ведь особого разнообразия в картинках и
сопровождающих их текстах нет. Прежняя "царица" оказалась в
положении Золушки.
Последнее подтверждение тому - не замеченный телеканалами
недавний юбилей Марины Голдовской, автора множества превосходных
телевизионных лент, таких, как "Архангельский мужик" и "Власть
Соловецкая", лауреата госпремии, телевизионного академика. На
днях в газетном интервью она с горечью заметила: "К сожалению,
сейчас меня больше знают за границей, чем дома. А здесь мои
работы никому не нужны".
Действительно, в последнее время на телепублицистику почему-то
всегда не хватает денег, ей не находится постоянного места в
сетке вещания, недостает внимания телевизионного начальства.
Приятным исключением из правила на минувшей неделе стал мини-цикл
из четырех передач питерской журналистки Ольги Дроздовой с
непретенциозным названием "Судьбы". На канале РТР, где
публицистике живется все-таки легче, ее поставили четыре вечера
подряд в одно и то же время. Зрители не "потеряли" ни одну из
частей цельного по своей структуре цикла и восприняли авторскую
мысль.
А она состояла в том, чтобы рассказать о нескольких весьма
необычных биографиях жителей северной столицы. Все это люди
незаурядные: художник, автор герба и орденов новой России;
танцовщица мюзик-холла - более центнера весом и притом
пластичная, легкая, выразительная; режиссер-инвалид на коляске,
ставящий искрометные комедийные спектакли; молодые супруги,
геолог и географ, живущие постоянно в экспедициях, вдали от дома
и друг от друга.
"Человеческий фактор" в телепублицистике позволяет ярче и
конкретнее раскрывать сложные общественные проблемы. Две горькие
даты последних месяцев - пятнадцатилетие чернобыльской трагедии и
шестидесятая годовщина начала Великой Отечественной - раскрыты
прежде всего не просто как факты биографии, а сломы судеб
конкретных людей. "Пленники Чернобыля" Аллы Иваниной - горестный
рассказ о жителях Новозыбкова, небольшого городка неподалеку от
ЧАЭС. Приговоренные к переселению, они предпочли остаться в
родных местах, и это лишенное, казалось бы, всякой логики решение
исследуется в ленте.
Любопытный творческий прием использовал молодой тележурналист
Николай Яковлев. В рассказе о событиях Великой Отечественной он
"срастил" в своих программах факты с легендами, документальных
героев с игровыми. Автор заинтересовался историей прославленной
эскадрильи истребителей, о которой снял свой знаменитый фильм "В
бой идут одни старики" незабвенный Леонид Быков. Разыскал тех
ветеранов-летчиков, с которых "писал" своих киногероев режиссер.
Рассказы пилотов о реальных событиях тех дней в программе
"Маэстро" перемежаются кадрами из фильма.
Совсем иной голос у другого автора РТР Василия Антипова -
зрелого, опытного публициста. В начале июня он вместе с тысячами
паломников прошел труднейший стокилометровый крестный ход по
непролазным вятским дорогам. В его "Хождении за чудом" зрители
узнали немало и о многовековой истории этой земли, и о силе духа
людей, которые каждый год собираются на берегах реки Великой.
А в другой его ленте, бесхитростно названной "Время года -
полярная ночь", снова беспредельное напряжение, только на сей раз
людей, живущих и работающих на Крайнем Севере. В фильме показана
суровая красота этих мест, не прощающих человеку даже самой малой
ошибки. И - о чудо! - в холоде и темноте, в лишениях, связанных с
головотяпством кого-то в центре, забывшего завезти им самое
необходимое, северяне почему-то не только не бегут отсюда, но и
особо не ропщут, не требуют всего, что им положено по закону...
Эти и другие серьезные публицистические программы канала РТР я
разыскивал с немалым трудом в сетке вещания: то они стояли ранним
утром, то - за полночь. Не было достойной их рекламы.
Отсутствовали логика и система в представлении подобных
произведений зрителю: четкая рубрикация, названия циклов, внятные
анонсы. Несмотря на все это, телепублицистика в последние недели
в рейтинг- листах РТР стоит довольно высоко. Она опережает по
числу зрителей и лихие американские боевики, и автогонки
"Формулы-1", и даже некоторые популярные развлекательные
передачи.
Не потому ли, что зрители сегодня соскучились по рассказу о
реальной жизни и ее "вечных" и сиюминутных проблемах, по встречам
с людьми, которых некогда громко называли героями?..
Анри Вартанов.
08-08-2001, Труд