TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Неизвестный пушкин

ГДЕ РОДИЛСЯ ПОЭТ?
Грядущее 200-летие со дня рождения Пушкина - счастливый повод
вновь перечитать произведения Поэта, вспомнить "звездные"
мгновения его жизни и творчества. Несмотря на то, что о Пушкине
написаны горы исследований, многие факты его биографии,
обстоятельства создания тех или иных произведений продолжают
вызывать живой интерес и споры. Именно таким моментам поэтической
судьбы Пушкина посвящено несколько статей известного критика,
литературоведа Вадима Кожинова, которые мы начинаем публиковать в
"Труде".
Общепринята точка зрения, согласно которой Пушкин родился в
1799 году на тогдашней окраине Москвы - в Немецкой слободе, -
либо на нынешней Бауманской улице, либо же вблизи нее - на Малой
Почтовой. Так ли это?
Нередко случается, что вопрос, который поначалу имел
совершенно ясный ответ, впоследствии оказался запутанным. В
ноябрьском номере известного журнала "Отечественные записки" за
1853 год едва ли не самый выдающийся собиратель сведений о жизни
Пушкина - Петр Иванович Бартенев опубликовал статью "Род и
детство Пушкина", где сообщалось:
"Поэт, живший в 1826 и 27 годах на Собачьей площадке... часто
проезжая по Молчановке, говаривал приятелям, что он родился на
этой улице".
Через два года вышел в свет фундаментальный труд другого
основоположника пушкиноведения, Павла Васильевича Анненкова
(1812- 1887) - "Материалы для биографии Александра Сергеевича
Пушкина", начинавшийся следующим утверждением: "Александр
Сергеевич Пушкин родился в Москве, в 1799 году, мая 26, в
четверг, в день Вознесения Господня, на Молчановке". В 1873 году
труд этот был переиздан.
В следующем году Иван Аксаков издал свою "Биографию Федора
Ивановича Тютчева", где, между прочим, говорилось, что "в урочный
час, словно таинственной рукою, раскидываются по воздуху семена
нужного таланта, и падут они, как придется, то на Молчановке, в
Москве, на голову сына гвардии капитана-поручика Пушкина...".
Однако еще через пять лет, в 1879 году, студент Московской
духовной семинарии Цветков обнаружил в метрической книге церкви
Богоявления в Елохове запись о крещении Пушкина,
свидетельствующую, в частности, о том, что в момент рождения
поэта отец его Сергей Львович Пушкин имел жительство во дворе
коллежского регистратора Скворцова, находившемся в приходе
означенной церкви. И с этого момента развернулись розыски
скворцовского двора в округе церкви Богоявления; горячие споры о
местонахождении этого двора продолжаются и в наши дни.
Между тем здесь с самого начала была допущена элементарная
логическая ошибка: место рождения поэта подменили местом, где в
это время был, выражаясь сегодняшним языком, "прописан" его отец.
В результате исследователи, как это ни нелепо, полностью
пренебрегли свидетельством самого поэта, переданным нам
П.И.Бартеневым.
Хорошо известно, что Пушкин глубоко интересовался мельчайшими
подробностями своего, так сказать, происхождения. 22 июля 1830
года его мать Надежда Осиповна не без некоторого даже удивления
писала дочери Ольге о сыне: "Вообрази, он совершил летом
сентиментальное путешествие в Захарово: отправился туда один,
лишь бы увидеть место, где провел несколько годов своего
детства". Нетрудно указать и другие примеры пристального внимания
Пушкина к своим "истокам". Поэтому нет никаких оснований
сомневаться в том, что он досконально выяснил, где он родился.
Далее, столь же хорошо известна обстоятельность
исследовательской работы П.И.Бартенева и П.В.Анненкова. Не менее
существенно и то обстоятельство, что эти пушкиноведы начали свои
разыскания, когда еще в полной мере сохранялась живая память о
Пушкине. Так, указанные труды Бартенева и Анненкова вышли в свет
еще при жизни многих близких к нему людей, начиная с его старшей
сестры Ольги Сергеевны, и если бы сообщение о рождении поэта на
Молчановке было ложным, неизбежно прозвучало бы его опровержение.
Кстати сказать, П.В.Анненков точно знал, что отец Пушкина в
момент рождения поэта жил "близ Немецкой слободы, у самой Яузы,
не переходя моста". И все же утверждал, что Пушкин родился не
там, а на Молчановке.
Словом, у нас нет ровно никаких оснований полагать, что Пушкин
родился не на Молчановке. И уж во всяком случае, прежде чем
искать место его рождения в ином крае Москвы, необходимо было бы
убедительно доказать ошибочность вышеуказанных свидетельств
современников поэта.
Легко предугадать, что у многих возникнет вопрос, почему
Пушкин родился не в том доме, где согласно церковной записи
проживал тогда его отец, и по какой причине обряд крещения
состоялся столь далеко от места рождения (расстояние между
Молчановкой и Елоховом, учитывая кривизну московских улиц,-
семь-восемь верст).
На второй вопрос ответить несложно: окрестить ребенка можно
было только в церкви того прихода, где проживает его отец; для
отступления от этого правила необходимо было специальное
разрешение самого Митрополита. Словом, где бы ни родился поэт,
его должны были окрестить в Елоховской церкви.
Но почему все-таки Пушкин родился не в том доме, где был тогда
"прописан" его отец? В метрической книге той самой Елоховской
церкви есть запись, свидетельствующая, что еще 5 мая 1799 года,
то есть за двадцать один день до рождения поэта, отец его
проживал в другом доме: "Умре... Мая 5 дня во дворе графини
Екатерины Александровны Головкиной, у жильца ее коллежского
асессора Сергея Львова Пушкина дворовый его человек Михаил
Степанов...".
Итак, еще 5 мая семья Пушкиных числилась во дворе Головкиной,
а 26 мая - во дворе Скворцова. Вполне возможно, что роды
неожиданно начались в самое время переезда, когда ни в прежней,
ни в новой квартире не было подходящих условий, и роженицу
перевезли в некий родственный дом, находившийся на Молчановке.
О том, что поэт был рожден вдалеке от Елоховской церкви,
явственно говорят и поздние крестины: Пушкин был окрещен лишь на
четырнадцатый день после рождения - 8 июня. Это невозможно
объяснить, допустим, недомоганием матери или сына, так как, по
обычаю, мать вообще не участвовала в обряде крещения, а, с другой
стороны, нездорового младенца всегда стремились как можно скорее
доставить в церковь, чтобы он ни в коем случае не умер
некрещеным...
Естественное объяснение столь поздних крестин - отдаленность
места рождения от приходской церкви. Младенца нужно было везти
как бы в другое селение. С другой стороны, обиталище в доме
Скворцовых, куда Пушкины только что перебрались, возможно,
нуждалось в благоустройстве; поэтому крестины (после которых мать
с ребенком поселились уже в скворцовском доме) задержались на
целые две недели.
Нельзя не сказать еще и о том, что установлению истинного
места рождения Пушкина мешает прочно утвердившееся представление,
согласно которому детство и отрочество поэта связывают только с
двумя местностями Москвы - округой Елоховской церкви и
расположенной сравнительно близко Огородной слободой
(Чистопрудный бульвар, Б.Харитоньевский и М.Козловский переулки и
т.п.).
На самом же деле Пушкины в годы детства поэта достаточно долго
жили и вблизи Молчановки. Так, в 1807-1811 годах они снимали дома
на Поварской улице, на Малой Бронной, в Хлебном переулке и,
наконец, с 7 сентября 1810 года на углу самой Б.Молчановки (дом
26) и Борисоглебского переулка.
Именно отсюда поэт уехал в июне 1811 года в Петербург,
расставшись с Москвой на целых пятнадцать лет. Хорошо известно
также, что Саша Пушкин часто бывал в доме Сушковых (Б.Молчановка,
9), где устраивались танцевальные уроки для детей; здесь началась
его детская любовь к Сонечке Сушковой, воспетая в стихах позднее,
уже в Лицее.
Важно иметь в виду, что в пушкинском выборе местожительства
была своя закономерность: в переулках, окружавших Молчановку,
селились в начале XIX века (как и в окрестностях Огородной
слободы) дворянские семьи, причастные к культуре; притом
окрестности Молчановки были в этом отношении "новой" и, значит,
более "модной" местностью. Пушкины как бы даже и не могли
миновать этот район.
Кстати сказать, сам поэт уже в зрелые годы, приезжая в Москву
(начиная с 1826 года), останавливался почти исключительно в
округе Молчановки: у Соболевского на Собачьей площадке, у
Нащокина в Гагаринском переулке, в доме Хитрово на Арбате и т.д.
Но, естественно, встает вопрос: в чьем же все-таки доме на
Молчановке родился поэт? По-видимому, это был дом кого-то из
богатых родственников матери поэта - Воронцовых, либо Ржевских,
либо Квашниных-Самариных.
Мать поэта Надежда Осиповна Пушкина была тесными родственными
и дружескими узами связана с московской ветвью семьи Воронцовых.
Графы Воронцовы принадлежали к небольшому числу наиболее знатных
и влиятельных вельмож XVIII - начала XIX века. Широко известны
имена М.И.Воронцова, государственного канцлера при Екатерине II,
и его племянника А.Р.Воронцова, занявшего тот же пост при
Александре I; родная сестра А.Р.Воронцова Екатерина (по мужу
Дашкова) была ближайшей сподвижницей Екатерины II. А двоюродный
брат последних, граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1813), был
одним из виднейших покровителей искусств. Он сыграл, в частности,
большую роль в судьбе славного живописца Федора Рокотова. И
именно он стал крестным отцом Пушкина.
Можно удивляться тому, что этот вельможа согласился стать
восприемником сына коллежского асессора С.Л.Пушкина, если не
знать, что Артемий Иванович был троюродным братом бабушки поэта
(по материнской линии) Марии Алексеевны и к тому же женился на
П.Ф.Квашниной-Самариной - двоюродной сестре той же Марии
Алексеевны. А родственные связи значили в конце ХVIII века
гораздо больше, чем мы можем теперь себе вообразить.
Надежда Осиповна выросла под благосклонной опекой родных
сестер Артемия Ивановича, Анны и Авдотьи, и стала ближайшей
подругой его дочери Анны, вышедшей (на четыре года раньше
замужества Надежды Осиповны) за графа Д.П.Бутурлина - знаменитого
библиофила.
Думается, что Надежда Осиповна, готовясь к родам, нашла приют
в доме кого-либо из этого семейного круга. Один из лучших
знатоков московской старины - Нина Михайловна Молева - любезно
сообщила мне, что в момент рождения Пушкина сестра А.И.Воронцова
Анна Ивановна (по мужу графиня Нарышкина) жила именно на
Молчановке. И не было бы ничего неестественного, если бы
оказалось, что Пушкин родился в доме сестры своего крестного
отца.
Конечно, это гипотеза: предстоят долгие и сложные розыски. Но
во всяком случае ясно, где именно надо искать место рождения
поэта.
В ближайшем номере читайте материал Вадима КОЖИНОВА "В родню
свою неукротим" - о русских и африканских корнях поэта.




04-05-1999, Труд