На родине их не ждут разумная иммиграционная политика позволит нашей стране восполнить естественную убыль населения
После развала СССР в Россию хлынул поток вынужденных
переселенцев. Люди уходили из очагов вооруженных конфликтов,
спасались от этнической дискриминации. За прошедшие десять лет
многое изменилось, поток переселенцев сильно сократился. А
миграционная политика по-прежнему ориентирована на беженцев и,
похоже, зашла в тупик. Какой она должна быть сегодня? Об этом наш
корреспондент беседует с начальником лаборатории Института
народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидатом
географических наук Жанной ЗАЙОНЧКОВСКОЙ.
- Согласно прогнозу Госкомстата к 2015 году численность
населения России сократится на миллионы. И если до 2010-го
уменьшение трудовых ресурсов может быть компенсировано за счет
трудоустройства безработных, привлечения пенсионеров, то дальше
работников будет не хватать практически во всех сферах народного
хозяйства. Уже в 2000-м, первом году экономического роста, Россия
столкнулась с дефицитом рабочих рук. Количество безработных
уменьшилось на 19 процентов, а число вакансий выросло в полтора
раза.Требуются и станочники, и маляры, и штукатуры, и каменщики,
и печники. Короче, если экономический рост примет устойчивый
характер, возникнет острый дефицит трудовых ресурсов.
Конечно, многие западные страны интенсивно развиваются, не
наращивая занятости в производстве. Но, во-первых, нам до их
уровня производительности труда очень далеко. Во-вторых, там
значительная часть промышленного производства размещена в
государствах третьего мира с дешевой рабочей силой. И главное - в
период значительной естественной убыли трудоспособного населения,
которую западные страны пережили несколько десятилетий назад, все
они проводили активную иммиграционную политику, потому что не
могли обойтись собственными ресурсами.
- Выходит, экономический подъем заставит нас по-новому оценить
значение миграции?
- Безусловно. Стратегическая миграционная политика
предполагает создание благоприятного социального климата для
жизни мигрантов - формирование доброжелательного отношения к ним,
разработку правового поля, в рамках которого можно предоставлять
приезжим вид на жительство, разрешать трудовой найм, частное
предпринимательство, обзаведение и владение собственностью.
- Но в России большинство населения относится к мигрантам
недружественно, опасается их:
- А можно ли было ожидать иного, когда в обществе всеми
средствами создается образ мигранта-преступника, которого надо
остерегаться, всячески избегать? Две трети горожан - мы проводили
исследования в Москве, Нижнем Новгороде, Смоленске -
действительно относятся к приезжим откровенно отрицательно. Это
при том, что более половины горожан - сами мигранты в
первом-втором поколении...
- И что тут можно сделать?
- Первоочередная задача, как мне кажется, заключается в
создании благоприятных условий для миграции в Россию из стран СНГ
и Балтии. Это ведь наши бывшие граждане, в подавляющем
большинстве свободно владеющие русским языком и хорошо знающие
условия жизни в стране. В 90-е годы Россия получила
беспрецедентный миграционный прирост за счет этих стран - 4,3
миллиона человек. Но даже этого оказалось недостаточно, чтобы
восполнить естественную убыль населения в те годы. Нынче же
приток переселенцев в Россию из бывших советских республик быстро
сокращается - в 2000 году их было всего 350 тысяч.
Социологические исследования фиксируют по-прежнему высокое,
иногда даже растущее число желающих выехать в Россию из
Казахстана и стран Азии, откуда идет основной поток переселенцев.
Если люди не решаются ехать, то в основном потому, что их
сдерживают бюрократические процедуры, разного рода трудности при
регистрации, оформлении визы на жительство, милицейский рэкет и
чиновничий произвол.
- Что тут можно предпринять?
- В соответствии с проектом Федерального закона, который
внесен в Думу, российское гражданство иммигранты уже не смогут
получать автоматически. Предполагается ввести 3-5-летний срок его
ожидания, а вопрос о предоставлении гражданства будет решаться в
индивидуальном порядке президентом страны. Важно устранить
необоснованные законодательные и административные препятствия,
мешающие въезду мигрантов из стран СНГ и Балтии. Речь прежде
всего об обеспечении социальных гарантий - право на образование,
медицинскую помощь необязательно увязывать с гражданством. В
ожидании его получения человек вправе нормально жить, трудиться,
учить детей, лечиться, приобрести жилье.
Есть еще одна сторона коллизии. Многие жители стран СНГ
приезжают в Россию временно, чтобы подзаработать. Они регулярно
посылают деньги родным. Огромные средства уходят за рубеж, и
некоторые склонны видеть в этом угрозу экономической безопасности
страны. На мой взгляд, это неверно. Гораздо важнее то, что
"гастарбайтеры" обеспечивают хотя бы относительную стабильность
на границах России. А стабильность - тоже важный фактор, за
который нужно платить.
- А что можно сказать о незаконной миграции из-за пределов
бывшего СССР?
- Прежде всего о самом термине. Я бы не называла "незаконными"
мигрантами студентов из африканских, азиатских и
латиноамериканских стран, окончивших наши вузы и не пожелавших
возвращаться домой из-за гражданских междоусобиц и этнического
геноцида. Или вьетнамцев, нанятых на работу на наши предприятия
еще во времена СССР. Эти иммигранты больше десяти лет живут в
России, адаптировались к ее условиям, обустроились, так или иначе
зарабатывают на жизнь, а их по-прежнему относят к категории
"незаконных" и не предоставляют им вид на жительство.
- А как быть с китайскими иммигрантами? Правдами и неправдами
они заселяют наш Дальний Восток, это тревожит местных жителей:
- Надо регулировать китайскую иммиграцию, не отдавать ее во
власть стихии. В перспективе китайцы будут составлять
существенную долю на рынке труда в России, и важно заранее
нарабатывать опыт сотрудничества с ними. Уже сейчас можно смелее
позволять им открывать собственные магазины и кафе, привлекать на
те рабочие места, которые не склонны занимать россияне.
Труд - только это поможет мигрантам интегрироваться в наше
общество. Поскольку возможности государства сейчас очень
ограниченны, надо создать такие условия, при которых "гости"
смогут сами решать свои проблемы.
По расчетам специалистов, за 2005-2010 годы мы потеряем 3,2
миллиона человек, а за 2010-2015 годы - 5,2 миллиона. Старики
уйдут на пенсию, молодое поколение не сможет в полной мере
заменить их в сфере труда. Восполнить недостаток трудовых
ресурсов можно будет только за счет иммиграции. Не подготовившись
к демографическому обвалу, Россия вынуждена будет открыть двери
всем желающим, а это станет уже реальной угрозой безопасности
страны.
Надежда НАДЕЖДИНА.
04-06-2001, Труд