TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Налог на прибыль платить не нужно упрощение механизма соглашения о разделе продукции привлечет как иностранных, так и отечественных инвесторов

Последние дни мая этого года можно назвать поистине
определяющими для российского ТЭКа. Изменения, происходящие в
отечественной нефтегазовой отрасли, очевидно, повлияют на
развитие нефте- и газодобычи на несколько лет вперед. Причем
изменения эти можно назвать позитивными - об этом говорит хотя бы
повышение курсовой стоимости акций Газпрома. А это значит, что
российские и иностранные инвесторы с воодушевлением воспринимают
меры, предпринимаемые президентом Владимиром Путиным и
правительством для сохранения работоспособности добывающей
отрасли, повышения прозрачности работающих в этой сфере компаний,
улучшения инвестиционного климата в ТЭКе.
В последнюю неделю мая произошло событие, которое на фоне
кадровых перестановок в Газпроме прошло практически незамеченным.
Госдума приняла в третьем чтении законопроект, подготовленный
после длительных консультаций Минэкономразвития, Минфина и
группой депутатов совместно с представителями нефтяных компаний -
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О
соглашениях о разделе продукции" (СРП). Он предусматривает
дополнение закона новой, упрощенной схемой раздела продукции так
называемым "прямым разделом" продукции без уплаты налога на
прибыль.
Принятие этого закона, думается, с уверенностью можно назвать
прорывом: Государственная Дума и правительство при участии
российских нефтяников смогли наконец создать условия для реальной
работы механизма соглашений о разделе продукции. Как известно,
закон "О СРП" от 1995 года до сих пор множество раз
видоизменялся. В него была внесена масса изменений, но до
сегодняшнего момента практически ни одно из соглашений так
реально и не заработало. Ситуация изменилась лишь после того, как
президент Владимир Путин фактически взял вопрос об СРП под личный
контроль.
На международной конференции "СРП-2000", проходившей в
Южно-Сахалинске, президент назвал механизм СРП ключевым и
важнейшим элементом инвестиционной политики государства и
высказался за упрощение его механизма с целью привлечения как
иностранных, так и российских инвесторов к реализации подобных
проектов. С полным правом теперь можно утверждать: наконец-то
началась реализация программы, направленной на активизацию работы
по разработке проектов на условиях СРП и повышению инвестиционной
привлекательности нефтяной отрасли. Да и всей российской
экономики.
Чем же отличается данный законопроект от всех изменений и
поправок, ранее внесенных в закон "О СРП"? Главное отличие в том,
что схема "прямого раздела" дает инвестору гарантии неизменности
налогового режима на протяжении всего времени реализации проекта:
все налоги и сборы заменяются единым платежом, а пропорции
раздела продукции будут оговариваться отдельно каждым конкретным
соглашением между государством и инвестором.
Предыдущий вариант закона не позволял инвесторам выстраивать
финансовую стратегию на длительный срок - 15-20 лет: именно
столько времени требуется для реализации масштабного проекта в
нефтедобыче - от первой скважины до стабильной промышленной
разработки и получения инвестором прибыли, окупающей затраты на
реализацию проекта. Наше налоговое законодательство постоянно
претерпевает какие-либо изменения, а это, в свою очередь, ведет к
тому, что инвестор может в любой момент столкнуться с неожиданным
повышением того или иного налога. И в этом случае инвестор ничего
не сможет сделать, так как договор заключается на много лет
вперед.
Новая редакция закона дает инвестору определенную свободу
действий: если его не устраивает "прямой раздел", он может
использовать традиционный вариант (с обязательным учетом мнения
государства в каждом отдельном случае). То есть гарантируется
соблюдение интересов обеих сторон - и государства, и инвестора.
Последний получает гарантии на долгосрочную перспективу по
количеству продукции, остающейся в его распоряжении. Это
позволяет инвестору планировать доходы и расходы на много лет
вперед, а кредиторы получают гарантии возврата предоставленных
средств в срок и в полном объеме, что скажется на условиях
финансирования. Государство также станет четко планировать свои
расходы и доходы - определенную, установленную соглашением норму
сырья, гарантированно обеспечивать свои потребности в нефти и
нефтепродуктах на внутреннем рынке. К тому же у него отпадает
необходимость вести контроль за деятельностью инвестора,
правильностью уплаты многочисленных налогов.
Режим "прямого раздела" не только привлечет инвестиции в
разработку новых проектов. С помощью этого налогового режима
удастся возродить старые, разрабатываемые не одно десятилетие
месторождения, а также вовлечь в разработку множество малых
месторождений. Дело в том, что для небольших нефтяных компаний
традиционная схема СРП практически недоступна из-за высокой
стоимости работ. Упрощение процедуры СРП снизит эту стоимость,
даст шанс небольшим нефтяным компаниям работать с большей выгодой
и перспективой дальнейшего развития. По мнению экспертов, "прямой
раздел" в состоянии повысить нефтедобычу на малых месторождениях
на 30 млн. т нефти в год.
Схема "прямого раздела" дает равные возможности как для
российских, так и для иностранных инвесторов. Правда, некоторые
западные нефтяные компании выражают беспокойство по поводу того,
что новая практика приведет к двойному налогообложению для
зарубежных инвесторов - уплата единого налога в России, а затем и
налога на прибыль в своем государстве. Однако все эти сложности
легко устраняются изменением формы участия иностранных инвесторов
в СРП - например, созданием СП или включением в проект российских
участников.
Некоторые западные нефтяные компании начали работать на
российских месторождениях еще до вступления в силу закона "О
СРП". Это касается, в частности, проектов "Сахалин-1" и
"Сахалин-2". Естественно, они заинтересованы в сохранении
выгодного для себя режима, при котором доходы в федеральный
бюджет находятся на весьма низком уровне, а на государство
ложится большая нагрузка в виде возмещения НДС, компенсирования
затрат инвестора и расходов по подготовке СРП.
Новый же вариант гарантирует не только выгоду и
привлекательность участия в проекте для зарубежного инвестора, но
и защищает интересы государства, а также повышает возможности
российских инвесторов в конкурировании с западными компаниями.
Именно эти параметры закладывались президентом как
основополагающие в стратегии дальнейшей работы над реализацией
механизма СРП.
Одобренный Госдумой законопроект о "прямом разделе" передан в
Совет Федерации и в дальнейшем будет рассматриваться главой
государства. Теперь можно с уверенностью утверждать, что работа
по внедрению СРП в российскую добывающую отрасль сдвинулась с
мертвой точки. К тому же само появление такого законопроекта
говорит о том, что вопреки общепринятому мнению о нежелании
отечественных компаний вкладывать деньги в долгосрочные и
рискованные проекты, российские нефтяники не просто
заинтересовались возможностью инвестирования в нефтедобычу, но и
пытаются изыскать для этого правовые возможности. Итак, предстоит
запустить в работу заключенные, но не действующие СРП по крупным
российским месторождениям, обеспечить приток средств в российский
ТЭК и приносить госбюджету до 2,5 млрд. долл. ежегодно.
Глеб ВОРОНОВ.




04-06-2001, Труд