Посадить бы политиков за парту
ПРИЗ ГАЗЕТЫ "ТРУД" ДОСТАЛСЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ФИЗИКИ МОСКОВСКОЙ ШКОЛЫ N 1216.
На конкурсе "Учитель года Москвы-2002" обладателем
специального приза газеты "Труд" и победителем в двух номинациях
"Общественное признание" и "Вдохновение и педагогический
артистизм" стал молодой учитель физики столичной школы N 1216
Павел Викторович Пономарев. Сегодня он - гость нашей редакции. -
Павел, как вы попали в финал?
- Каждый участник конкурса прошел испытания на разных уровнях:
районном, окружном, городском. В тех, кто вышел в финал, жюри
всматривалось еще пристальнее. Задания были построены таким
образом, чтобы высветить, словно рентгеном, не только
профессиональное мастерство, но и то, что спрятано у учителя в
его душе, мыслях.
- Нищенская зарплата ставит российского педагога в достаточно
унизительное положение... Что побудило вас стать учителем?
- Решил стать педагогом еще в пятом классе. Перед глазами был
яркий пример - мой тренер по плаванию Сергей Дмитриевич
Исайчиков. Своей увлеченностью спортом он так заражал мальчишек,
что в лидеры выбивались даже отъявленные лодыри. Сейчас Сергей
Дмитриевич - заведующий плавательным сектором в спорткомплексе
"Олимпийский". Мы до сих пор общаемся.
- Жена тоже учитель?
- Нет, Ольга по профессии инженер-теплотехник. Сейчас не
работает, сидит дома с двухмесячной Анастасией и четырехлетней
Екатериной.
- В семье, выходит, один-единственный добытчик - вы.
Подрабатываете помимо школы?
- На приработки ни сил, ни времени не хватает: уроки,
подготовка к ним, общественная работа, чтение научной
литературы... Конечно, хотелось бы получать за свой труд больше,
иметь машину, отдельную квартиру - мы живем вместе с родителями.
Но надо уметь радоваться и тому, что имеешь. А главное, в любых
жизненных обстоятельствах оставаться порядочным человеком.
- Какое задание на конкурсе потребовало от вас наибольшего
напряжения?
- Напряжения-то как раз и не было. Общественное жюри,
состоявшее из московских "учителей года" прошлых лет, сделало все
для создания на конкурсе творческой и непринужденной атмосферы.
Самым сложным заданием оказался урок-панорама - для всех
участников его тема была одинаковой:
"Самого главного глазами не увидишь". Редко учителю нравится
его урок, но тут на меня, видимо, накатило вдохновение...
- О чем же вы говорили с учениками?
- О том, чего и впрямь глазами не увидишь - об электрическом
токе.
- Как относитесь к перспективам тестирования детей на экзамене
по физике?
- С одной стороны, тесты весьма удобны для учителей: можно
быстро их провести и быстро проверить. Но с другой - ничто лучше
не раскроет знаний ученика, чем индивидуальное общение. Ребенку
легче, психологически спокойнее, когда он общается с учителем. А
когда у него перед глазами лишь листочек бумаги и 12 минут, чтобы
сообразить, вспомнить... Сама форма тестирования изначально
предполагает серьезную, продуманную подготовку вопросов и
заданий. Только тогда она имеет право на существование.
- Как относитесь к собственному карьерному росту?
- Для меня недосягаемая вершина в нашей профессии - народный
учитель России Мария Андреевна Комлева. Политикам пообщаться бы
месячишко с этим умнейшим педагогом и добрейшим человеком, -
глядишь, и взгляды правительства на учительство изменились бы, да
и жизнь стала лучше. Конечно, каждому учителю нужно развиваться
дальше, расти. Какими будут мои завтрашние "планки" -
учительскими, научными, управленческими, политическими - покажет
жизнь.
Желаний много, но по щучьему веленью ничего не получится. Как
говорят, самые плохие дела - дела незавершенные.
Марина Мацкявичене.
04-06-2002, Труд