Иркутский треугольник с места трагедии передает корреспондент труда
Наша справка.
Акционерное общество "Владивостокавиа" располагает 6
самолетами ТУ-154. В среднем эта техника отработала 50 - 60
процентов ресурса и календарного срока службы. Что касается
разбившегося самолета, то он был построен в 1986 году
(эксплуатировался более 15 лет, что не является предельным сроком
службы для ТУ-154).
4 июля в третьем часу ночи по местному времени неподалеку от
деревни Бурдаковка, что в 36 километрах от Иркутска, разбился
ТУ-154М. Он совершал рейс ДД-352 по маршруту
Москва-Екатеринбург-Иркутск-Владивосток и пропал с экранов
радаров в 2 часа 10 минут. По последним (и все-таки еще
предварительным) данным, погибли 145 человек: 136 пассажиров,
среди которых было 12 граждан Китая, шесть детей (три малыша и
три девочки в возрасте от 3 до 9 лет), 9 членов экипажа. 48
человек должны были выйти в Иркутске, остальные 88 летели до
конечного пункта. Не исключено, что на борту могли находиться еще
и маленькие дети до двух лет, которых не регистрируют при
посадке. Среди погибших, как стало известно, 9 жителей Иркутска,
3 - Ангарска и 2 - Усолья-Сибирского. В самолете находились
россияне из разных регионов страны.
Населенный пункт Бурдаковка, который прежде с полным правом
считали деревней, а теперь называют пригородным дачным поселком,
расположен на оживленной автомобильной трассе, связывающей
Иркутск с поселком Листвянка на берегу Байкала.
Как стало известно, ТУ-154 из Екатеринбурга шел очень близко к
расписанию и при подлете к Иркутску никаких экстренных сообщений
не передавал. Самолет снижался со стороны Раздолья и в районе
Бурдаковки должен был заходить на посадку. Высота полета
составляла 900- 850 метров над уровнем аэропорта. Командир
экипажа даже доложил, что посадочную полосу видит. Шасси были
выпущены. В 2 часа 10 минут самолет пропал с экранов локаторов...
Лайнер упал примерно в трех километрах за откормочной фермой
опытно-производственного хозяйства "Иркутское", на которой
содержится 200 племенных бычков. За фермой на массиве в 19
гектаров растут многолетние травы. На одно из полей, окруженных
березовыми перелесками, и свалился горящий самолет. По словам
бригадира отделения Бурдаковка ОПХ "Иркутское" Натальи
Горбуновой, сторож фермы сначала услышал взрыв в небе, а потом
наблюдал падающий самолет, объятый пламенем. Впечатление такое,
как говорят специалисты, что самолет упал плашмя - "как
провалился". Первыми к месту падения прибыли пожарные. Буквально
через несколько минут после падения из Иркутска в район
катастрофы вышли 15 машин "скорой помощи", но спасать было
некого...
Министр МЧС Сергей Шойгу, прибывший в Иркутск из Ленска в
восемь часов утра, сразу вылетел на вертолете к месту катастрофы.
Позже он сообщил журналистам, что найдены оба "черных ящика", но
о причине трагедии говорить преждевременно.
Иркутск ждет родственников погибших пассажиров трагического
352-го рейса: в ближайшие часы в областной центр должны прибыть
два чартерных рейса из Владивостока и Екатеринбурга. Для
родственников погибших подготовлены места в гостинице рядом с
аэропортом. Здесь же создан оперативный центр помощи. Уже прибыла
из Владивостока комиссия. По факту падения самолета возбуждено
уголовное дело по статье 263 ч.3 УК РФ: "нарушение правил
безопасности движения или эксплуатации железнодорожного,
воздушного, морского или речного транспорта, повлекшее по
неосторожности смерть 2 и более человек".
Эпицентр аварий.
В последние семь лет Иркутск как будто притягивает авиационные
катастрофы. Все они свежи в памяти. 3 января 1994 года упал после
взлета вблизи деревни Мамоны ТУ-154 авиакомпании "Байкалавиа".
Тогда погибли 130 человек. 6 декабря 1997 года самолет АН-124
"Руслан" ВВС России рухнул на жилые кварталы города. Полностью
был разрушен четырехэтажный 64-квартирный жилой дом, частично
пострадали школа-интернат, два жилых деревянных дома и
трехэтажная школа. Всего трагедия унесла жизни 72 человек. 26
июля 1999 года грузовой самолет ИЛ-76 авиакомпании "Эльф-Эйр"
потерпел аварию, чуть-чуть поднявшись над взлетной полосой
иркутского аэродрома. И вот очередная трагедия...
Самолет, который часто падает.
ТУ-154 - самый массовый среднемагистральный лайнер страны. С
ним связано наибольшее количество катастроф. За время 30-летней
эксплуатации (самолет разработали в конце 60-х) было выпущено
около 950 машин этого типа. Зарегистрировано 89 авиапроисшествий,
из них 19 - катастроф. Самая серьезная катастрофа на территории
бывшего СССР опять-таки имеет прямое отношение к ТУ-154. 10 июля
1985 года после вылета из Ташкента самолет сорвался в штопор и
разбился вблизи Учкудука. В катастрофе погибли 200 человек. Вину
за аварию тогда возложили на пилотов.
Президент России Владимир Путин объявил 5 июля днем траура в
связи с катастрофой ТУ-154.
Алексей КОМАРОВ.
04-07-2001, Труд