TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Четыре жены разрешены кораном мусульманину, при этом ни одна не должна быть обделена вниманием

Святой Пророк Мухаммад сказал: "Есть четыре обстоятельства,
при которых по милости Господней открываются небесные врата:
Когда идет дождь, Когда ребенок глядит на лица своих родителей,
Когда распахиваются двери Священной Каабы и Когда заключается
брак".
Об этом говорится, в частности, в "Основных положениях
социальной программы российских мусульман", принятых недавно
Советом муфтиев России, в который входят татары, башкиры,
представители всех народов Северного Кавказа...
О значении этого документа для мусульман нашей страны, о ряде
исторически сложившихся в исламе обычаев в брачно-семейной сфере
в беседе с корреспондентом "Труда" рассказывает председатель
Совета муфтиев России, председатель Духовного управления
мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль ГАЙНУТДИН.
- Уважаемый Равиль-хазрат! Что обусловило появление "Основных
положений социальной программы российских мусульман"?
- Прежде всего хочу отметить, что российские мусульмане стали
вторым религиозным объединением в нашей многоконфессиональной
стране, которое теперь имеет свою, скажем так, социальную
доктрину. На заре нового века и нового тысячелетия российская
умма - сообщество мусульман - наконец получила программу,
излагающую главные положения ислама по взаимоотношениям мусульман
со светским государством и ряду насущных проблем современной
российской жизни. Правоверные с молоком матери впитывают глубокое
понимание, что их религия - это религия добра, мира, согласия,
любви к Богу, к ближнему, к Отечеству. Поэтому важнейшая задача
нашей доктрины - помочь преодолеть в сознании определенной части
россиян ошибочные представления об исламе, о людях, исповедующих
это вероучение.
- И что говорится в социальной доктрине о брачно-семейных
отношениях у мусульман?
- Для ислама в высокой степени характерны социальная
направленность учения, пристальное внимание к проблемам земной,
повседневной жизни человека, в том числе к брачно-семейным.
Причем последние рассматриваются в исламе, пожалуй, намного
обстоятельнее, детальнее, чем в других вероучениях. Каждый наш
имам, каждое духовное лицо и во время учебы, и в период
последующего служения очень глубоко осваивает вопросы брака и
семьи, воспитания детей, распределения имущества и наследования -
все это крупные области мусульманского законоведения. Поэтому в
доктрине лишь кратко отмечается, что "российские мусульмане
направляют свои усилия на укрепление семьи, поскольку она
передает детям социальные, культурные и нравственные ценности и
опыт, воспитывает трудолюбие и духовность. В ней познаются такие
понятия, как супружеская любовь, как отцовство и материнство,
любовь и уважение детей к родителям и родителей к детям". Скажем,
ислам учит, что если ваши родители пожилые и иногда не понимают
вас, своих детей, говоря, мол, "в наше время такого не было...",
дети не должны произносить даже негодующего слова "Уф!..", а не
то что браниться с отцом-матерью по поводу их "устарелых"
взглядов...
Дети всегда должны быть покорны родителям, заботиться о них.
Когда же родители уйдут из земной жизни, дети должны всегда
пребывать в молитве, прося у Всевышнего милости и упокоения душ
усопших. Подобных норм, укрепляющих мусульманскую семью, в исламе
великое множество...
- Готовясь к беседе, я встретил в одной из книг по-восточному
поэтичную характеристику брачного союза у мусульман: "Женщинам
вступление в брак приносит наибольшую пользу. Они в муже своем
находят естественного своего защитника, хранителя и ощущают
блаженство, видя его довольным..." Известно, что мусульманину
Всевышним Аллахом разрешено иметь до четырех жен - на чем
основана в исламе идея многоженства?
- Действительно, Священный Коран содержит такое назидание
мужчинам: "... женитесь на тех, что приятны вам, женщинах - и
двух, и трех, и четырех". Но вслед за этими словами, идет
"охлаждение": "А если боитесь, что не будете справедливы, то - на
одной..." Жизнь подтвердила, насколько важным для мусульман было
разрешенное им Всевышним Аллахом многоженство. Дело в том, что во
времена утверждения нового вероучения мужчины, принявшие ислам,
нередко брали себе в жены дочерей язычников. И если муж погибал в
бою или умирал от болезни, вдова и осиротевшие дети оказывались в
отчаянном положении. Родственники-язычники эту женщину к себе уже
не принимали, ей и детям были уготованы горе, страдания, нищета.
Ведая обо всем этом, Всевышний Аллах и дал возможность
мусульманину позаботиться о несчастной вдове с детьми, взяв ее к
себе как вторую жену. В этом случае не было прелюбодеяния, потому
что она становилась именно законной женой. Налицо были чистота
отношений мужчины и женщины, отцовское попечение о детях, которые
оставались в родной мусульманской среде.
Заметим при этом, что далеко не каждый мужчина-мусульманин мог
иметь хотя бы две жены, не говоря уже о трех-четырех. Во-первых,
согласно законам шариата, он должен был получить согласие на
второй брак от своей первой жены. Во-вторых, он для второй жены
должен был обеспечить условия жизни не хуже, чем для первой, -
например, купить или построить отдельный дом. Естественно, вторая
жена имела и свой день приема мужа...
- Можно только предполагать, какой напряженной в любом смысле
была жизнь мусульманина, имевшего четырех жен.
- Все происходило (и происходит в странах, где законодательно
разрешено многоженство) по шариату. Вот некоторые его
установления. Если кто имеет одну жену, то из четырех ночей одну
должен проводить близ нее, а остальными может располагать по
своему усмотрению. Если же кто имеет четыре жены, то у каждой
должен провести по одной ночи. Из этого времени изымается,
впрочем, период болезней и путешествий. В определенную для одной
жены ночь муж не имеет права прежде идти к другим женам, разве
только к заболевшим, что даже необходимо сделать. Жена может
освободить мужа от ночи, ей определенной, и в этом случае он
может идти куда пожелает. Также разрешается одной жене
предоставлять свою ночь в пользу другой, однако на подобный
"поворот" требуется особое согласие мужа...
Даже по этим правилам видно, как непросто быть многоженцем -
ведь ни одна жена ни в коем случае не должна быть обделена
вниманием, лаской, любовью своего мужа, иначе обиженная, скажем,
первая жена уже будет ему харам, то есть запретной женщиной, что
ведет к разводу, который в исламе резко осуждается. Не случайно в
Священном Коране содержится мудрое назидание мужчинам: "И никогда
вы не в состоянии быть справедливыми между женами, хотя бы и не
хотели этого. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы оставить
ее точно висящей. А если вы уладите и будете богобоязненными, то
поистине Аллах прощающ, милосерд!".
- Почему же при всех изложенных (а есть еще, конечно, и
множество других) хлопотах и "мучениях", сопряженных с
многоженством, сегодня нет-нет и возникает вопрос о его
"частичном введении на территории России"? Вот характерный
заголовок одного из комментариев к социальной доктрине мусульман:
"Совет муфтиев призывает Россию к многоженству"...
- Вы, думаю, удивитесь, но ничего похожего на такой "призыв" в
доктрине нет. Авторы комментария, похоже, нарочито "усилили
страсти". Во избежание новых кривотолков приведу дословно
положение документа по этой проблеме: "Ислам устанавливает, что
отношения между супругами не должны быть основаны на принуждении.
Обязательная моногамия как институт внешнего принуждения сама по
себе не может привести к возникновению любви и гармонии в браке и
способствует неофициальной полигамии, при которой процветают
многочисленные социальные пороки, а права женщины никак не
защищены. Поэтому мусульмане считают допустимым многоженство с
заключением брачного договора, устанавливающего права всех
сторон, причем на первое место ставится ответственность мужчины
за благо своей семьи и справедливое отношение ко всем ее членам.
В противном случае Всевышний Аллах запрещает мужчине брать вторую
жену". Скажите, где здесь "призыв к введению многоженства в
районах с преимущественно мусульманским населением"?
- Но тем не менее общественность у нас время от времени
вовлекается по инициативе того или иного деятеля, политика в
дебаты по проблеме многоженства как таковой?
- Предложение о введении многоженства в России действительно
выдвигается. Об этом заявляют, к примеру, женские организации
Республики Тува - сами понимаете, не мусульманские. Волнует эта
проблема и женщин Башкортостана - и тоже, учтите, женщин не из
мусульманской среды. О том же самом говорят некоторые депутаты
Государственной Думы... Подобным взглядам и призывам есть только
одно объяснение - люди ищут пути выхода из катастрофической
демографической ситуации в России: из-за экономических потрясений
последнего десятилетия меньше заключается браков, мало рождается
детей, сокращается население. Что будет делать Россия в обозримом
будущем для возмещения нехватки трудовых ресурсов? Станет
зазывать "шабашников" из Китая, Вьетнама, Лаоса и других стран?
- Предположим, что довольно экзотическая для России идея
многоженства однажды "овладеет массами"...
- В исламе, как мы видели, возможность многоженства освящена
веками. В дореволюционной России оно у мусульман существовало.
Современные российские мусульмане - люди в основе своей
законопослушные. Решая свои брачно-семейные вопросы, они следуют
действующему государственному законодательству. При этом, как
записано в нашей социальной доктрине, "вопрос о возможности
введения отдельных элементов исламского права в российское
законодательство самими мусульманскими организациями не
инициируется и может решаться только в русле законотворческого
процесса в рамках Конституции РФ и в духе общественного
согласия".
Если же вопрос о принятии, условно говоря, закона о
многоженстве действительно встанет на повестку дня, то, полагаю,
в этом случае уместно будет ввести в него некоторые положения
шариата, касающиеся заключения брачного договора, надежной защиты
прав женщин, всесторонней ответственности мужчины-многоженца за
благополучие своей большой семьи...
Николай БАИЛОВ.




04-07-2001, Труд