ГЕНИЙ РОЖДАЕТСЯ НА УРОВНЕ ГЕН ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ВЕНЕЦИЕЙ, ЖЕНЩИНОЙ И СИГАРОЙ? Свою первую стихотворную строчку Роман Сеф, ..
ГЕНИЙ РОЖДАЕТСЯ НА УРОВНЕ ГЕН ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ВЕНЕЦИЕЙ,
ЖЕНЩИНОЙ И СИГАРОЙ?
Свою первую стихотворную строчку Роман Сеф, ныне известный
детский поэт, лауреат Государственной премии России, написал лет
в 5.
- Я прибежал со двора и с порога закричал: "Береза ждет
мороза!" Бабушка всплеснула руками и удивленно спросила: "Почему
же береза ждет мороза?" Это было первое "редакторское" замечание,
потому что на дворе было лето, - вспоминает Роман Семенович.
- Поэтическое воображение, как мне представляется, это
результат определенной суммы знаний, душевного состояния. Откуда
этот дар у детей, мыслящих образами и категориями, которые
заставляют удивляться и взрослого человека? Есть ли тайна в
природе детского таланта?
- Добавьте к названному ряду и такой немаловажный фактор, как
генетический. По этому поводу немало споров среди психологов, но
мои наблюдения показывают: способности у ребенка обусловлены
генами. Есть то, что я назвал бы природной предопределенностью. У
маленького человечка так "улеглись" гены, что одному подарили
математический, второму музыкальный, третьему поэтический талант.
Интересна гипотеза, что одаренным может быть первый ребенок, и
тому есть подтверждение: Мильтон, Леонардо да Винчи, Гейне,
Брамс, Антон Рубинштейн. Хотя статистика пытается поколебать эти
выводы, приводя не менее блестящие примеры в лице Мечникова,
Шуберта, Сары Бернар, Наполеона, Рубенса, которые первенцами в
семье не были.
В свое время гениальный психиатр Ганушкин, решив узнать, чем
отличается природа поэтического дарования от психического
заболевания, провел серию экспериментов, один из которых мне
особенно любопытен. Вызвав своего пациента, он спросил у него:
"Что общего между Венецией, женщиной и сигарой?" "Общее у них то,
что они все опоясаны: сигара - кольцом, Венеция - водой, женщина
- обожанием своего возлюбленного". Так было косвенно подтверждено
некое сходство между психическим заболеванием и, давайте назовем
гегелианскую формулировку, повторенную потом Белинским,
непосредственным созерцанием истины. Ребенок воспринимает мир
непосредственно - отсюда и его талантливость. Когда-то Сент Бев
сказал, а за ним повторили Ломоносов и Пушкин: "Поэзия - это
сближение далековатых слов". В этом смысле становятся понятными
как эксперименты Ганушкина, так и умение детей благодаря своей
непосредственности сближать смело, казалось бы, разносмысловые
слова. Отсюда у них поэтический дар. Кто-то волен, удивляясь
глубинным поэтическим образам детского мышления, объяснять это
"воспоминаниями о будущем", астральными связями человека. Я
скептично отношусь к подобного рода заявлениям. Понимаете,
ребенок чувствует ярче, переживает глубже, чем взрослый. Но и
чужой опыт, который заимствуется им в стихах, подчас дает такой
результат.
У Кати Шемякиной в стихотворении "Песня струн", посвященном ее
маме, удивляет глубокая философская мысль.
Фонтаны слез...
Осколок эха.
Касается одной из струн.
Фонтаны слез...
Струна гитары.
Его слегка.
Кидает ввысь.
А ноты все.
Летят ко мне,
И яркою звездою.
Блестит слеза.
Фонтана одного.
И в нашем городе.
Повеяло весною...
Вот вам конкретный пример того, как детям дано сближать
"далековатые слова", описывая состояние, настрой своей души.
Стихотворение, написанное семилетним ребенком, как я полагаю, в
горестную минуту, тем не менее, оптимистично. Концовка миниатюры,
когда ассоциативно вспоминается пушкинская строка "печаль моя
светла", просто великолепна. Удивительные поэтические образы
рисует десятилетняя Лучия Постикэ: "Моя сестра очень маленькая/ И
похожа на цветок,/ Но иногда мне кажется,/ Что она письмо от
кого-то".
- Роман Семенович, как вы считаете, можно развить и сохранить
поэтическую искру в ребенке? Столько было на слуху поэтов-
вундеркиндов, но мало кто из них дошел до "взрослой" поэзии.
-Проблема, о которой вы говорите, на мой взгляд, имеет
социальное значение: Россия, рвущаяся в будущее, сегодня как
никогда нуждается в талантах, которые "осядут" у себя в стране,
предопределят ее интеллектуальный, нравственный потенциал. И не
имеет значения, кто этот вундеркинд: будущий ли Менделеев,
Пушкин, Павлов, Королев, Эйзенштейн... И коль скоро мы сейчас
говорим о литературно одаренных детях, так давайте лелеять,
пестовать их талант. Ибо о нравственности общества судят по
нравственности его культуры, искусства, литературы. Конечно,
трудное это дело - сохранить талант в ребенке, тем более что и
"рецептов" тут единых нет. Но, исходя из своей профессиональной,
педагогической деятельности в Литературном институте, где веду
курс поэзии с молодыми дарованиями, позволю несколько советов.
Как можно больше общайтесь с ребенком. Известно, что мы
выучиваем больше и лучше, если сами кого-то учим. Поэтому пусть
дитя что-то объясняет, рассказывает своему младшему брату,
сестренке, друзьям. Нельзя гасить природный интерес к любому виду
деятельности. Никогда не говорите малышу, что он бездарный: он
может в это поверить. Не стоит подавлять взрывы фантазии, если
они, конечно, не вредят окружению.
Расстраиваться по поводу умеренных успехов, особенно в младших
классах, тоже не надо. Эйнштейн, например, развивался очень
медленно, с трудом, поздно научился говорить, а Ньютон вообще
слыл в школе тупицей и лентяем и был отправлен домой из-за
неспособности к наукам. Впрочем, не расслабляйтесь, если ребенок
с задатками вундеркинда. Случается, что, попав в класс с обычными
детьми, он затрачивает на учебу мало времени и усилий,
одновременно проявляя успехи в школе. В таком случае есть смысл
перевести его в другую школу, в более сильный класс, где его
потенциал заработает по полной программе, а потому будет
развиваться интенсивнее.
Вспоминая свой "переходный" период от детских стихов к
взрослым, я благодарно думаю о родных, которые мне дали
возможность идти своей собственной дорогой, что тоже очень было
важно в сохранении литературного дара. И - читали мне хорошие
книги. В одной из своих последних статей в "Литературной газете"
Евгений Евтушенко очень точно и справедливо заметил, что дурной
вкус - это наша национальная проблема. Поэтому так важно
ограждать ребенка от дурновкусия. Во время одной из встреч с
молодыми дарованиями я спросил у одной из девочек, пишет ли она
стихи "для себя". И получил ответ: "Нет, только на заказ". Вот
такая грустная история. Потому желаю Кате Шемякиной, Володе
Вивчарю, Лучии Постикэ, с творчеством которых меня познакомила
моя любимая газета "Труд", сохранить остроту чувств и ту
непосредственность, которая помогает видеть смысл в "далековатых
словах"...
Майя МАМЕДОВА.
04-07-2001, Труд