Село в офшор не хочет
ПОЧЕМУ РЕГИОНЫ ИГНОРИРУЮТ ЕДИНЫЙ СЕЛЬХОЗНАЛОГ.
Президент Владимир Путин заявил, что необходимо рассмотреть
возможность введения для сельского хозяйства единой шкалы налога,
"как мы это сделали, делаем сейчас для малого и среднего
бизнеса". С февраля этого года действует глава Налогового
кодекса, которая уже ввела единый сельскохозяйственный налог Но
субъекты Федерации называют его "вредоносным" и саботируют. Село
не спешит превращаться в "офшорную зону" на заведомо неприемлемых
условиях.
Что предлагает принятый закон? Вместо налога на прибыль,
дохода от капитала, налогов земельного, единого социального, на
имущество, недвижимость, с продаж и даже подоходного аграрным
предприятиям предписано платить четверть от суммы всех налогов,
которые они платили в предыдущем году.
Казалось бы, все отлично, да вот беда: платежи-то установлены
с каждого гектара, то есть все "танцуется" от единицы земельной
площади. А потому действие закона не распространяется на
безземельные объекты АПК. Но таковых множество: большинство
птицефабрик, свинокомплексы, тепличные хозяйства.
Теперь они по новому кодексу автоматически получили статус
промышленных предприятий, а потому остаются без налоговых льгот.
Интересно, что новый закон вытесняет с рынка в основном
мелкие, "типично сельские" перерабатывающие предприятия.
Например, сахарный заводик, входящий в крупный аграрный холдинг,
у которого сотни гектаров земли, попадает в новый "сельский
офшор" - будет платить единый льготный сельхозналог Точно такое
же, но самостоятельное (безземельное) предприятие обречено нести
налоговое бремя по полной программе - раза в четыре тяжелее.
Аналитики с самого начала недоумевали: как такой закон мог в
Думе пройти и почему он прошел именно тогда, когда в деревню
косяком пошли крупные промышленные холдинги, сразу взявшие курс
на приобретение больших площадей пашни? С какой такой радости
страна должна минимизировать налоговое бремя "ЛУКОЙЛу", "ЮКОСу",
другим сырьевым гигантам, зато "душить в объятьях" малый сельский
бизнес?
МНЕНИЯ АНАЛИТИКОВ.
Виктор СЕМЕНОВ, заместитель председателя Комитета по
экономической политике и предпринимательству Госдумы:
- Лично я вносил поправку в часть вторую Налогового кодекса,
касающуюся единого сельхозналога. В ней отстаивал права как раз
интенсивных секторов агроэкономики - птицефабрик, теплиц,
откормочных комплексов, которых сделали изгоями. Но моя поправка
не могла радикально улучшить этот закон.
Он настолько плох, что его надо переписывать заново. Такого же
мнения придерживается и правительство, только не решается заявить
об этом вслух.
Закон, который мы сейчас имеем, бьет по слабым хозяйствам,
предприятиям. Получился у тебя в этом году урожай или нет - ты
все равно обязан платить налог с каждого гектара. И никого не
волнует, на скольких гектарах у тебя посевы сгорели от засухи и
сколько их уничтожил потоп, подобный тому, который обрушился
недавно на Южный округ
Я также не понимаю, как село может платить налог (даже
льготный, единый) ежеквартально, если это разумно делать не чаще
раза в год, исходя из сезонной специфики сельхозпроизводства.
Василий УЗУН, доктор экономических наук, зав. отделом
Всероссийского института аграрных проблем и информатики:
- Замечательно, что глава государства поднял тему единой шкалы
сельхозналога. Действительно, не такой уж большой доход имеют
страна и ее казна от сельского хозяйства. У АПК огромные долги -
около 270 миллиардов рублей. И мы еще при этом хотим, чтобы село
исправно платило налоги.
Единый сельхозналог нужен как можно скорее. Но не такой,
который слабых делает еще слабее. У нас, между прочим, слабыми
числится свыше 50 процентов сельхозпредприятий.
Елена Березнева.
04-07-2002, Труд