TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Консультации труда 5

08.98 Г.
ЛОЖНАЯ РЕКЛАМА.
Я - один из тех, кто прогорел на "билетиках" "МММ". Конечно,
виноват сам. Во-первых, поддался уговорам жены "отдать свои
сбережения знающим ребятам и стричь дивиденды". Во-вторых,
поверил назойливой рекламе. А есть ли сейчас способ защитить
потребителя от недобросовестного рекламодателя? (В.Ишуткин,
Пермь).
Прежде чем ответить на вопрос читателя, напомним: рекламой
является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях,
начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и
признана формировать или поддерживать интерес к этим физическому,
юридическому лицам, товарам, идеям, начинаниям и способствовать
их реализации.
Еще недавно, когда различного рода компании привлекали
средства граждан, единственным уполномоченным контролером за их
деятельностью был Государственный антимонопольный комитет. Он
имел право направить рекламодателю предписание о прекращении
недобросовестной рекламы. Или, к примеру, приостановить действие
лицензии. Однако ее могло и не быть.
Впрочем, закон "О рекламе" предусматривает и уголовную
ответственность - в двух случаях:
1) когда рекламодатель был уже подвергнут административному
взысканию, а потом вновь совершил то же самое нарушение;
2) если рекламодатель уличен в заведомо ложной рекламе,
запущенной из корыстных побуждений и причинившей значительный
ущерб.
Была еще в старом Уголовном Кодексе статья 147. Она определяла
наказание за мошенничество, то есть за "приобретение права на
чужое имущество путем обмана либо злоупотребление доверием". Но,
как показывает юридическая практика, это один из наиболее трудно
доказуемых видов преступления. В 1995-1996 г г по России
возбуждалось ежегодно до 6 тысяч таких дел. Только в Москве по
этой статье было заведено 300 уголовных дел в отношении
руководителей финансовых структур. Осужденных и отбывающих срок
можно пересчитать по пальцам.
Иное дело сейчас. Согласно ст.182 УК, использование в рекламе
заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг,
а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное
из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб,
наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных
размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного
дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо
обязательными работами на срок от 180 до 240 часов. А еще
предусмотрен арест на срок от 3 до 6 месяцев либо лишение свободы
на срок до двух лет. Ответственность по статье могут нести как
рекламодатели, так и рекламопроизводители,
рекламораспространители.
Заведомо ложной является информация, в которой присутствуют не
соответствующие действительности фактические данные о свойствах и
качествах товаров, работ и услуг, а также об изготовителях
(исполнителях, продавцах). Недостоверными могут быть сообщения о
составе, способе и дате изготовления товара, его назначении,
потребительских свойствах, наличии сертификата соответствия,
соответствии товара государственным стандартам и т.п. Но главное
- это величина ущерба, понесенного потребителем вследствие
введения его в заблуждение; именно тяжесть и опасность
последствий позволяют квалифицировать действия обманщика как
уголовное преступление и являются основанием в выборе
предусмотренной меры наказания.




04-08-1998, Труд