TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

И один в поле воин

Я. ЛЕВЕН, ПАСТОР, ФРГ.
Издавна на Руси подмечали: "Одному и у каши не споро" или
"Один и дома горюет, а двое и в поле воюют".
Говорилось об одиноком и с большей безысходностью:
"Один в поле - не воин". Наверное, эти утверждения, если вести
речь о мирских делах, правомерны. Но они далеко не соответствуют
истине, если говорить о служении на ниве Господней. Один из ярких
примеров тому - беззаветная, жертвенная жизнь апостола Павла. Он
часто оказывался "одиноким воином в поле", ибо всегда стремился
нести благую весть туда, где до него еще не ступала нога других
христианских служителей.
Павел много раз томился в цепях, проповедовал Евангелие на
востоке и западе, дошел до океанского побережья и погиб смертью
мученика от рук властителей.
Он неустанно трудился и мужественно сражался, как Добрый воин
Иисуса Христа, не отличаясь впрочем ни крепким телосложением, ни
отменным здоровьем.
Богословский словарь сообщает, что "наружность Павла была
невзрачна". Ростом он был мал, что следует из текста "Деяний
апостолов" (14.12) где сказано, что язычники называли Варнаву
Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод
считать, что временами Павлу доставляли сильные страдания
физические недостатки. Он и сам говорит (Гал.4.13), что "в немощи
плоти благовествовал им" - по всей вероятности, проповедовал там,
задержавшись по причине серьезной болезни. В Священном писании
упоминается и о том, что Павел был слаб зрением.
Древнейшее из имеющихся изображений Павла, которое относится,
видимо, к концу первого или началу второго века, обнаружено на
большом бронзовом медальоне, ныне хранящемся в библиотеке
Ватикана. На этом медальоне Павел - лысый, с короткой густой
бородой, а на всем облике - печать недуга. Несмотря на телесную
немощь, он сам зарабатывал себе на жизнь - в "Деянии апостолов"
(18.3) сказано: по одинаковости ремесла остался у них и работал:
ибо ремесло их было делание палаток.
Вероятно, уже в ранней молодости Павла обучили ремеслу по
мудрому принципу: "Кто не учит сына своего ремеслу,тот учит его
воровать". Павел писал фессалоникийцам (2 Пос.3.8): ни у кого не
ели хлеба даром, но занимались трудом... работаю ночь и день,
чтоб не обременить кого из вас. А в "Деянии апостолов" (20.34)
он говорит: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне
послужили руки сии. "Блаженнее давать, нежели принимать"
(Д.20.35).
Апостолу Павлу принадлежат слова, которые неправедно
использовали в наше время коммунисты: "Если кто не хочет
трудиться, тот и не ешь". Павла, который не мог похвалиться мощью
телосложения или хорошим здоровьем, обремененного болезнями,
страданиями, измученного тяжким физическим трудом, Бог избрал для
совершения величайших деяний на Его обширной ниве. Он и в
одиночку стал могучим воином Христовым на полях духовных сражений
во всем мире. Кто не знаком с именем апостола Павла? Когда
иудейские заклинатели изгоняли злых духов именем Иисуса Христа,
о котором проповедовал Павел, бес сказал заклинателям: "Иисуса
знаю и Павел мне известен, а вы кто?".
Все апостолы во главе с Петром почитали его, сам Иисус Христос
говорит о Павле (Д.9.15): Он есть Мой избранный сосуд, чтоб
возвещать имя Мое пред народами и царями...
Этот избранный благовествовал в немощи плоти (Гал.4.13), но
сквозь немощь Павла виделась Божественная сила Христа, и потому
он говорит: когда я немощен, тогда силен (2 Кор.12.10). Павел,
не жалея сил, трудился и сражался, чтобы людей "представить
совершенными или готовыми пред Христом". В немощи своей и
одиночестве своем, но в силе Христовой он нес заботу о всех
церквах (2 Кор.11.28).
Хранил церковь от лжеучений и лжепророков. Учил супругов
чистой семейной жизни, молодежь - чистоте юношеских отношений. Он
заботился о бедном рабе, чтоб тот "был принят, как сам апостол"
(Фил.12). При всем величии в Духе Павел скромно почитает себя
наименьшим из апостолов, говоря, что недостоин называться
апостолом, ибо прежде усиленно преследовал церковь Христову.
Апостол Павел - яркий пример для миллионов людей.
Если кто подвизается на поприще гонителей исповедников
Христовых, есть еще возможность обратиться к Христу и стать
новым человеком.
Если кто одиноко подвизается на поприще Иуды Искариота, есть
время для раскаяния.
Если кто тратит жизнь в равнодушии, тот может обрести истинный
смысл жизни.
Жизнь и деяния Павла напоминают одинокому христианину
труженику, что и один в поле воин, если он воин Христа.
Тысячи и тысячи верных свидетелей Христовых отдали жизнь свою
за Господа и за верность Ему. Их сжигали на кострах, бросали в
кипящее масло, отдавали на растерзание диким зверям, распинали,
вырывали у них языки, выжигали глаза, терзали на дыбе. Но они не
отказывались от своего Господа, воспевая Ему хвалу. Тот, кто
желает быть истинным христианином, должен быть и посланником
Христовым в этом мире. Должен идти к людям, даже в одиночку, и
убеждать их примириться с Богом.
Апостол Павел говорит: "Христос поставил одних апостолами,
других пророками, иных пастырями и учителями, к совершению
святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все
придем в единство веры и познания Сына Божия..." (Еф.4:11-13)
Господь определил каждому Своему чаду свое дело.
Следует трудиться и подвизаться, но силою Христа, и в этом
залог победы как для находящихся в общении, так и пребывающих в
одиночестве. Пусть и нас ведет лозунг апостола Павла -
проповедовать, вразумляя всякого человека и научая всякой
премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во
Христе Иисусе.
Кто во Христе, тот одиноким не бывает и в одиночестве. Ибо с
ним Сам Христос. Бог, благослови нас всех в нашем труде на ниве
Его.




04-08-1998, Труд