TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Чем заняты умы

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЭТО НЕ ТАК ПРОСТО.
ТУНЗАЛЕ КАСУМОВА.
СОХРАНЯТСЯ ЛИ В БУДУЩЕМ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В "ЧИСТОМ ВИДЕ"?
Когда кандидат психологических наук Рена Ибрагимбекова
заговорила о том, что в будущем женщины и мужчины в "чистом", так
сказать, виде могут не сохраниться, я огорошенно посмотрела на
собеседницу. Произнести это вслух, не рискуя репутацией
здравомыслящего ученого, вряд ли, казалось мне, возможно в
просвещенной аудитории. Но Рена Ибрагимбекова не только ученый,
но и национальный координатор ООН по так называемым гендерным
вопросам. Они-то и привели меня к ней.
- Рена-ханум, сейчас все больше пишут и говорят о гендерных
отношениях. Пожалуйста, разъясните, о чем речь.
- Объяснение заключено в самом слове "гендер". Оно образовано
от латинского "ген", то есть род, - отсюда "генетика". Гендерные
- это взаимоотношения мужчины и женщины. Но не на личном,
сексуальном, а на общественном, социальном уровне.
Известно, была эпоха матриархата, ее сменил продолжающийся
несколько тысячелетий патриархат.
Сейчас человечество вступает в новую фазу, где социальная роль
каждого из полов снова кардинально меняется. Но не в виде
перекоса в ту или иную сторону, а как бы выравниваясь. Это и есть
гендерные, то есть равноправные, отношения.
- А как насчет теории, что "женщина - стабилизатор общества",
а мужчина, наоборот, его "революционный локомотив"? Согласно этой
теории, никакой дисгармонии и нет: каждый из полов выполняет
предопределенную природой роль. Чем же вас, ученых, не устраивает
существующий баланс?
- В том-то и дело, что баланс уже нарушен. Почему гендерные
исследования стали сегодня наиболее динамично развивающейся
областью гуманитарных знаний? Почему проблему в числе важнейших
патронирует ООН? Да потому, что стало очевидно: человечеству
"что-то" уже вредит.
Человек сегодня как никогда жесток и агрессивен. Это с одной
стороны. А с другой - налицо явные изменения, которые
претерпевает социальная роль каждого из полов.
Причем не всегда в лучшую сторону.
Наиболее радикальные из феминисток договорились до того, что
якобы единственное препятствие, которое мешает женщинам решить
свои проблемы - это связанность с актом деторождения. Вот,
дескать, передадим эту функцию "пробирке" - и свобода обеспечена.
С мужчинами тоже не все в порядке. По официальной статистике,
они живут значительно меньше женщин: в Азербайджане, например, в
среднем на 10 лет, в некоторых европейских странах - на 14 лет.
Такая картина повсеместна. Мужчины во многом ухудшили свои
биологические показатели еще и потому, что ограничили круг своих
интересов и обязанностей. Они больше не выполняют первоначально
определенные им природой функции: не добывают еду, не защищают
очаг, не принимают участия в воспитании детей в семье, а также в
школе. Как известно, система образования почти повсеместно
отдана на откуп женщинам. Отстраненность мужчин от воспитания
детей оборачивается тем, что ребенок, даже повзрослев, несет в
себе стереотипы "однобокого", сугубо женского воспитания со
всеми вытекающими последствиями.
Хочу подчеркнуть: сейчас очень популярен лозунг возвращения
женщины в общественную жизнь. Но есть и обратная сторона. Нужно
вернуть мужчине полноту семейной жизни. И именно для этого
требуются изменения в сознании людей, в их психологии.
- Существует общепринятое представление, что мужчина -
воплощение рациональности, логики, мужества, а женщина -
интуиции, слабости, чувства. Может, как предлагают феминистки,
объединить эти два типа сознания?
- Не знаю, хотя, надо признать, есть интересные свидетельства
того, что на протяжении истории человечества многие гениальные
личности обладали целым рядом женских качеств. А вот цивилизация
определенно сложилась по мужскому прообразу, точно так же и Фрейд
создавал свою психологическую картину.
- Кстати, именно ему принадлежат слова: "Женщина - это
недоразвитый мужчина".
- Возможно, поэтому он и рассматривал "эдипов комплекс"
исключительно с позиций мужчины. Так же развивалась культура.
Сегодня ситуация решительно меняется. Скажем, у нас, в
азербайджанской культуре, отсутствует жесткое противостояние
между мужчинами и женщинами, хотя на первый взгляд может
показаться совсем обратное. Эти отношения, видимо, можно считать
максимально приближенными к гендерным.
- Вы не пристрастны?
- Это не только мое мнение. Занимающиеся этой проблемой
социологи и психологи отмечают, что в азербайджанской семье
фактор равноправия чрезвычайно высок. Феноменом здесь является
азербайджанская женщина, гармонично вобравшая в себя традиции
различных культур: восточной, западной и советской. Она
достаточно эмансипирована, чтобы осуществлять свои общественные
права, равноправно участвовать в принятии любых решений. И в то
же время в силу восточных традиций умудряется делать это, не
унижая мужчин, не ущемляя их авторитета и интересов. Причем, что
самое поразительное, мы наблюдаем такую же картину и в сугубо
патриархальной сельской среде. Возможно, это и есть одна из
вероятных моделей гендерных перемен, которым предстоит затронуть
фундаментальные основы цивилизации.
- А как, на ваш взгляд, они будут происходить? За счет чего?
- Вряд ли кто-нибудь сможет дать вам исчерпывающий ответ.
Проводимые под эгидой ООН во всем мире гендерные исследования как
раз и пытаются это понять. Варианты могут быть самые неожиданные.
Мы по-прежнему считаем, что у нас два пола - мужчина и женщина,
но на самом деле их уже можно насчитать, по крайней мере, шесть.
К ним я отношу все большее число различных трансвеститов,
транссексуалов и т.д... К какому полу, например, вы отнесете
мужчину, хирургическим путем ставшего женщиной? По всем внешним
признакам, по самочувствию, то есть по психологическому фактору,
он (или она?) вроде женщина. И в то же время, конечно же, нет,
ибо не в состоянии выполнить предопределенную природой главную
женскую функцию - продолжение рода.
В любом случае вопросов пока больше, чем ответов.
БАКУ.




04-08-1998, Труд