TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Подземная кладовая гатчины

В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ЗНАЮТ, КАК ХРАНИТЬ ГАЗ.
ЛЮДМИЛА ЮДИНА.
В Санкт-Петербурге к навязанной извне идее внеочередного
собрания акционеров Газпрома отнеслись критически. Заместитель
генерального директора ОАО "Лентрансгаз" Юрий Стрельцов выразил
мнение большинства газовиков северной столицы, заметив, что
проводить такое масштабное мероприятие спустя два месяца после
вполне легитимного форума по меньшей мере неразумно: снова
отвлекаются людские и материальные ресурсы, газовики же вместо
того, чтобы спокойно заниматься подготовкой к зиме, нервничают,
ибо озабочены ситуацией, возникшей вокруг Газпрома. Их, конечно
же, волнует, какие результаты принесет внеочередное собрание и
что последует за выбором нового состава совета директоров.
- Думаю, что те вопросы, которые будут подниматься на
внеочередном собрании, надо было решать своевременно, - добавил
Юрий Михайлович.
Досаду руководителя одного из крупнейших подразделений
Газпрома можно понять: "Лентрансгаз" обеспечивает топливом весь
северо-запад России, страны Прибалтики, ближнего и дальнего
зарубежья. Работы здесь - непочатый край. А проблема хронических
неплатежей требует каждодневного внимания. Ведь только "свои"
потребители не вернули миллиарды рублей. В постоянных должниках
ходят Украина и Молдавия.
Прибалтийские государства почти в два с половиной раза снизили
закупку российского газа. Связано это с целым рядом причин:
падением промышленного производства, конкуренцией зарубежных
нефтяных компаний, а также политикой, проводимой руководством
этих стран. Правда, в последнее время закупки "голубого топлива"
снова растут, ведь Газпром известен в мире как надежный партнер.
Давно это поняли и в Финляндии, куда российский газ
поставляется уже двадцать лет. Здесь, несмотря на огромную
конкуренцию (а в Финляндии достаточный рынок нефтепродуктов и
дешевая электроэнергия, вырабатываемая гидроэлектростанциями),
тоже ощущается большая потребность в газе.
Некоторые колебания потребления топлива на внутреннем рынке не
меняют основной тенденции в отрасли: самый дешевый энергоноситель
остается по- прежнему и самым востребованным. Он сегодня
составляет в энергетическом балансе страны более 50 процентов.
Высокая нагрузка требует постоянного обновления
производственных фондов, активного капитального строительства.
Оно ведется, правда, не такими темпами, как хотелось бы. Денег
хватает только на текущую работу.
На северо-западе, например, рассказывает Ю. Стрельцов, к
магистральным газопроводам готовы подключиться новые потребители.
Давно назрела необходимость в новой магистрали и
газокомпрессорной станции. Но средств на это нет.
Остается нереализованным и проект строительства третьего по
счету подземного газового хранилища (ПХГ) для нужд потребителей
северо- западного региона. Часть работ уже проведена, но из-за
отсутствия средств строительство остановилось. А в итоге в землю
"закопаны" немалые деньги, которые не будут работать до тех пор,
пока не войдет в строй новый цех.
Развитию ПХГ вообще требуется значительно больше внимания и
вложений, чем уделяется сейчас, считает Ю. Стрельцов. Экономично
и надежно хранить газ под землей, обеспечивая тем самым
стабильность доставки топлива потребителям.
"Лентрансгаз" в прошлом году отпраздновал свой полувековой
юбилей. Примерно столько же "отметили" и некоторые газопроводные
магистрали, рассчитанные на тридцатилетнюю эксплуатацию. Порядка
30 процентов северо-западных трубопроводов уже выработали свои
эксплуатационные сроки, но благодаря бережному использованию и
своевременному ремонту продолжают оставаться в хорошем состоянии
и авариями не грозят.
Единственное - больше внимания приходится уделять их
диагностике. Это, кстати, касается не только газопроводов, но и
компрессорных станций, подведомственных "Лентрансгазу", и
подземных газовых хранилищ, ставших кладовыми для "голубого
топлива".
На одном из таких хранилищ - Гатчинском ПХГ, расположенном в
сорока километрах от Санкт-Петербурга, мне довелось побывать.
Здешний город известен каждому по учебникам истории: когда-то
гатчинские земли императрица Екатерина II преподнесла в подарок
своему фавориту Григорию Орлову. А он построил здесь охотничий
замок, и ныне поражающий своей красотой. Здесь жил и коронованный
"гатчинский затворник" император Николай I.
Но уникальность гатчинских мест определяется не только
исторической ценностью. Именно здесь расположено подземное
газовое хранилище, выделяющееся своей куполообразной структурой,
горизонтальными пластами и особым режимом работы, благодаря чему
практически исключены потери газа. Старенькая газокомпрессорная
станция, расположенная на территории ПХГ, тоже работает
безотказно. И модернизировать ее не собираются. Зачем вкладывать
деньги туда, где можно пока обойтись без затрат?
Но это еще не все. Станция интересна и тем, что расположена в
одном из двух ПХГ, сохранившихся после распада Советского Союза в
северо- западной части России. Все остальные были сосредоточены в
Латвии, Украине, поскольку, с одной стороны, "закрывали" экспорт,
а с другой - были сооружены на базе бывших месторождений.
Виктор Ютченко пришел сюда работать 32 года назад. Теперь он
директор станции. Становление ПХГ происходило при его участии. Он
помнит те времена, когда сюда никто не хотел идти из-за трудной
работы и маленькой зарплаты. Свинарок и трактористов из соседних
деревень учили осваивать газовое оборудование...
Теперь здесь трудиться престижно. Постепенно станция
расширялась, под землю закачивалось до двух миллиардов кубометров
газа. По нынешним временам цифра не слишком большая - в пиковые
дни Санкт-Петербург потребляет до пяти миллионов кубометров газа.
Гатчинское ПХГ может выдать до двух миллионов кубометров топлива
в сутки дополнительно.
Особенно важно это в зимний период. И пока не построено третье
по счету, наиболее крупное на северо-западе страны подземное
хранилище, Гатчинское будет оставаться одним из важнейших
подразделений "Лентрансгаза".
Деньги - камень преткновения в работе любой организации. У
газовиков - тем более. В Санкт-Петербурге проблему
"выколачивания" денег из должников "Лентрансгаз" решает совместно
с санкт-петербургским филиалом ООО "Межрегионгаз". Самыми
крупными должниками по- прежнему остаются энергетики. По
совместному решению "Лентрансгаз" и петербургский филиал
"Межрегионгаза" сократили подачу топлива "Ленэнерго",
"Смолэнерго", "Новгородэнерго", ряду других предприятий.
Сокращение поставок нередко происходит со скандалами.
Случалось, что во время перекрытия задвижек на
газораспределительные станции местными властями даже вызывались
отряды ОМОНа. Дулом автомата омоновцы отодвигали
газовика-оператора и приглашали местного специалиста открывать
задвижку... Свои действия власти объясняли "опасностью
социального взрыва среди населения", но платить за газ
по-прежнему не спешили. Такие конфликты возникали в Новгородской,
Смоленской, других областях. Впрочем, теперь чаще обходится без
лишней напряженности.
Смоленские энергетики, например, сами стали сокращать
потребление газа, если неплатежи нарастают слишком интенсивно.




04-08-1999, Труд