TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

аэрокобры в катакомбах

ОСТРОВ ШУМШУ ВСЕ ЖЕ ЧУТЬ-ЧУТЬ ПРИОТКРЫЛ СВОИ ТАЙНЫ.
ВАЛЕРИЙ ДАВЫДОВ.
Шумшу всегда слыл самым загадочным в цепочке Курил. Дело в
том, что он - полый. Во время войны японцы руками пленных
китайцев и корейцев выдолбили подземный бастион с железнодорожным
сообщением и аэродромами. Общая численность гарнизона достигала
180 тысяч солдат.
После капитуляции Японии все входы в подземелье якобы были
либо забетонированы либо взорваны. От любопытных глаз Шумшу
закрыла запретная пограничная зона. Тогда же родились легенды об
остатках гарнизона, который продолжает нести службу в подземной
крепости.
Пограничники демонстрировали идущие из-под земли провода, от
которых загоралась лампочка. Показывали также подстреленных лис,
в желудках которых был рис, явно найденный рыжими пронырами в
подземных хранилищах. Время от времени находились какие-то люди,
утверждавшие, что выбрались из-под земли и являются то ли
самураями- смертниками, то ли спасшимися от казни строителями
укреплений...
Словом, полвека кто-то наводил тень на плетень, не пуская
никого на остров. Мотивировки были самые различные: от той, что
можно, мол, подорваться на старой мине, до страшилки, что внутри
острова якобы хранится бактериологическое либо химическое оружие.
Но всякой сказке приходит конец. Воспользовавшись тем, что за
последнее время из-за перманентного кризиса вооруженных сил
бдительность пограничников изрядно ослабла, мы попали-таки в
катакомбы, добравшись с соседнего Парамушира до Шумшу.
Перво-наперво обследовали большие входы. К ним вели две неплохо
сохранившиеся бетонные взлетно- посадочные полосы. Входы были
действительно взорваны и разрушены. Но в одном месте мы нашли
широкий проем, к которому вели свежие следы от большегрузного
автомобиля. Причем в проем он вполне мог въехать и по ширине, и
по высоте. Вооружившись фонариками, пошли внутрь.
Метров через 200 вход стал резко расширяться и превратился в
ангар с гектар площадью. И - о диво! Здесь стояли зачехленные в
брезент самолеты времен войны. Заглянув под укрытие, мы с
удивлением обнаружили на крыльях красные звезды. Силуэты
самолетов, однако, показались нам незнакомыми. Во всяком случае,
это были не "яки" и не "лавочкины". Всего мы насчитали 16 машин.
Выбравшись наверх, стали осматривать местность в надежде
обнаружить другие входы. Теперь задача была проще: искали уже по
знакомым следам протекторов. И нашли. Вели они к новому проему.
Внутри - самолеты тех же моделей, числом 12. В третьем проеме
оказались зачехленные "студебеккеры" времен войны - 20 штук.
Последняя находка кое-что прояснила. По логике вещей
автомобили, поставляемые нам союзниками по ленд-лизу, мы должны
были после окончания боевых действий вернуть обратно хозяевам.
Если не отдали, значит, спрятали или случайно забыли. До
тогдашних распорядителей имущества, полученного по ленд-лизу,
сейчас не дотянешься. Но вот кто, интересно, пользуется "забытым"
сейчас?
В конце концов мы вычислили и марку самолетов. Это были
американские "Аэрокобры". На Парамушире в Северо-Курильске нам
сказали, что их переправляют примерно раз в полгода по 10 -12
штук в Петропавловск на небольшом судне, принадлежащем
"Камчатморгеологии".
В Петропавловске мы вначале пошли по неверному пути. Разыскали
давно забытый, но в войну действовавший аэродром возле поселка
Сокоч.
Взлетная полоса - в рабочем состоянии, но самолетов здесь не
оказалось. Зато обнаружили их возле поселка Коряки, где
расположилась какая-то геологическая организация. Спросили у
сторожа ее название. Он в ответ буркнул: не то
"Камчатбургеология", не то "Камчатморгеология" - и посоветовал
"мотать отсюда побыстрее".
Тем не менее мы успели заметить три "Аэрокобры", возле которых
возились ремонтники. В Петропавловском порту нам объяснили, что
самолеты уже в течение нескольких лет уплывают отсюда на больших
судах-сухогрузах. Куда? Может быть, в Америку? По слухам, одна
"Кобра", за которыми в США гоняются любители старины, стоит
сегодня десятки тысяч долларов.
Много лет назад, впервые натолкнувшись в газете "Камчатский
комсомолец" на заметку, где сообщалось о вывозе "Кобр" из
Петропавловска, я, воспользовавшись оказией, слетал на Камчатку.
Но разгадать тайну секретного бизнеса оказалось, каюсь, не по
зубам. Убедился лишь в одном:
"Кобры" по-прежнему в цене и по-прежнему "уплывают" от нас.
Подпольная торговля продолжается.




04-08-1999, Труд