Согреем чеченских детей
БОЛЬШИНСТВО ШКОЛ РЕСПУБЛИКИ НУЖДАЕТСЯ В РЕМОНТЕ КРОВЛИ И
ВОССТАНОВЛЕНИИ ОТОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Чечня - особая территория, живущая уже десять лет между миром
и войной. Как и чему должны учиться ее дети? Доходят ли деньги из
центра до всех без исключения школ? Хватает ли учебников,
тетрадей, ручек, карандашей? Корреспондент "Труда" беседует с
заместителем председателя правительства Чеченской республики
Амнат БАТЫЖЕВОЙ.
- Амнат Насрудиновна, готовы школы Чечни к новому учебному
году?
- Все 447 школ республики 1сентября открыли двери для детей.
Всего у нас - 190 тысяч учеников. Учителя и родители своими
силами, как умели, провели в школах ремонт - покрасили парты,
двери, оштукатурили стены. Всем очень хотелось, чтобы в первый
день ребята вошли в чистые классы. К великому сожалению,
косметические побелки-окраски не сняли главной проблемы: 80
процентов школьных зданий нуждаются в замене кровли и
восстановлении отопительной системы. Если срочно не сделаем
этого, зимой наши дети замерзнут.
- В чем же дело? Нет специалистов-кровельщиков и сантехников?
- Специалисты есть. Не работает целевая программа по
восстановлению социальной сферы республики на 2001 год. Бьем
тревогу, но нас пока не слышат.
- А хоть одну новую школу построили?
- Да, в Наурском районе. Она совсем маленькая, но дети и
родители ей очень рады.
- Что с учебниками, удовлетворяет ли педагогов их качество?
- Не хватает примерно 30 - 40 процентов учебников. Но мы уже
внесли деньги на приобретение недостающей школьной литературы и
не сегодня-завтра ее получим. Большую помощь оказывают шефы.
Нижний Новгород прислал нашим первоклассникам абты - буквари на
чеченском языке. Прекрасно оформленные и иллюстрированные, на
хорошей бумаге. Содержание тоже интересное, например, там
рассказывается о большом друге чеченского народа Льве Толстом, о
знаменитом танцовщике Махмуде Эсамбаеве...
- Педагоги вовремя получают заработную плату?
- Из центра пришли 200 миллионов на содержание учителей. Ни
один рубль "не потерялся". Но эту сумму рассчитывали по факту
2000 года, а в этом году учителей стало больше, многие вернулись
домой из других регионов. Вот как раз на этот "прирост" денег и
не хватает. Но наши учителя так долго вообще ничего не получали,
что для них любая зарплата - подарок. Впервые за 10 последних лет
педагогам были выплачены отпускные.
- Даже в Москве есть потребность в школьных учителях, а как у
вас?
- С кадрами действительно непросто, особенно не хватает
преподавателей химии и иностранного языка. По остальным предметам
вакансий меньше.
- Много ли мужчин занято в системе образования?
- Я принимала участие в общереспубликанском педсовете и
порадовалась: в зале было около 45 процентов мужчин. В нашем
национальном менталитете роль педагога всегда отводилась женщине.
Видимо, произошел какой-то положительный сдвиг в сознании
представителей сильного пола. Нашим мальчишкам в школах очень
нужна сейчас крепкая рука...
- Есть ли в школах психологи?
- На плечи детей столько свалилось в последние годы, что
психологи нам совершенно необходимы. При Министерстве образования
России есть академия, где наши педагоги проходят переподготовку
и, получив дополнительное образование психолога или социолога,
возвращаются в чеченские школы. Психологическому и физическому
здоровью детей мы стараемся уделять как можно больше внимания.
Этим летом 25 тысяч школьников отдыхали и набирались сил в
пансионатах Северного Кавказа - на морском побережье, в
Кабардино- Балкарии, в Северной Осетии. Правительство России
выделило для отдыха и оздоровления чеченских детей еще 35 тысяч
мест.
- А как обстоят дела с высшими учебными заведениями?
- Сейчас в республике работают три вуза - Чеченский
государственный университет, государственные педагогический и
нефтяной институты. Министерство образования РФ в этом году
предоставило нашим абитуриентам 570 мест в государственных вузах
разных регионов России. Благодаря этому 344 молодых чеченца уже
стали студентами.
Марина Мацкявичене.
04-09-2001, Труд