TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Железнодорожники двух стран, объединяйтесь! мпс рф и мжд кнр подписали меморандум о сотрудничестве

Вначале немного статистики: протяженность российских железных
дорог превышает 86 тысяч километров, и пересекают они, ни много
ни мало, 11 часовых поясов - почти половину земного шара. Не
случайно на их долю приходится почти половина пассажиропотока
страны и более трех четвертей грузовых перевозок.
Что касается железных дорог Китая, то они соизмеримы с
российскими - 68 тысяч километров и тоже несут на себе основную
нагрузку по транспортировке грузов самого густонаселенного
государства в мире. Правда, главное назначение своих стальных
магистралей китайцы до недавнего времени видели в своевременной
доставке вагонов и контейнеров в морские порты, откуда грузы на
"белых пароходах" отправлялись в далекую Европу.
Как известно, ежегодно из стран АТР в Европу морским путем
перебрасывается около 6 миллионов контейнеров, львиная доля
которых отправляется из Китая. И если доставка грузов морем
оправданна для таких государств, как Япония или Южная Корея
(которая до сих пор еще не имеет сухопутного сообщения с
Северной), то для Поднебесной, чьи железные дороги дотягиваются
чуть ли не до Европы, морской путь вряд ли можно считать
оптимальным.
Похоже, это начинают понимать в Китае. Бурный рост ее
экономики заставляет железнодорожников не только активно
модернизировать стальные магистрали государства, но и искать
новые варианты доставки экспорта и импорта. Поэтому они все чаще
обращают свой взор в сторону России.
Тем более что их российские коллеги активно рекламируют свой
Транссиб. Запустили для этого специальные контейнерные поезда по
маршруту Бусловская (граница с Финляндией) - Находка Восточная.
Запросто можно попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Это самые
протяженные в мире кольцевые маршруты по доставке контейнеров -
их длина почти 20 тысяч километров. Есть договоренность с
таможенниками не ставить палки в колеса зарождающемуся
грузопотоку и принимать в качестве декларации дополнительный
экземпляр дорожной ведомости. Теперь при пересечении границы
можно сэкономить уйму времени, не составляя обязательные ранее
счет-фактуру и список товаров с указанием их стоимости.
Естественно, после таких мер маршрутная скорость на Транссибе
достигла мирового уровня - 1200 километров в сутки. То есть поезд
от Находки до Финляндии может добраться за 11 суток. А это на 17
суток меньше, чем у "шлепающих" по морю контейнеровозов - самых
главных конкурентов железнодорожников. А недавно контейнерный
поезд показал прямо-таки рекордную скорость - 211 часов в пути от
восточных границ России до западных. Это меньше девяти суток!
Если понадобится, то железнодорожники будут доставлять через
Россию все контейнерные поезда с такой скоростью, убежден первый
заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин.
Конечно же, такие инициативы китайским железнодорожникам очень
нравятся. На днях министр железных дорог Китая Фу Чжихуань
специально приезжал в Москву, где подписал с министром путей
сообщения России Николаем Аксененко меморандум о сотрудничестве
МПС РФ и МЖД КНР в области железнодорожных перевозок. Главный
смысл этого документа ясен: если стальные магистрали обоих
государств сопоставимы между собой, активно модернизируют
инфраструктуру и занимаются реформированием, то почему бы
железнодорожникам двух стран не объединить свои усилия в этом
направлении.
- В свое время и китайцам, и нам пришлось немало решить
проблем с размещением электронных датчиков на каждом вагоне, -
говорит Александр Мишарин, - а вместе мы бы гораздо быстрее
достигли положительных результатов.
Да и в управлении подвижным составом было бы о чем поговорить
российским и китайским "движенцам". Например, наш центр
управления перевозками, который продемонстрировал Александр
Мишарин, особенно впечатлил Фу Чжихуаня. И это не удивительно: в
прямом эфире ему показали все поезда, которые в тот момент
приближались к российско-китайской границе. Благодаря современным
компьютерам и новой цифровой сети связи, которую "Компания
ТрансТелеКом" построила вдоль стальных магистралей России, стало
возможным не только контролировать график движения поездов на
всей территории страны, но и "заглянуть" в каждый вагон, узнать,
куда и откуда следует груз, кто его отправитель и кто получатель.
Так сказать, иметь всю историю груза.
Безусловно, такие технологии заинтересовали китайскую
делегацию. Оказывается, китайцы так же, как и мы, начали
модернизацию своих железных дорог с информатизации отрасли. Для
этого создали структуру, аналогичную российской "Компании
ТрансТелеКом" и с ее помощью построили цифровую сеть связи. И, по
сути, сформировали единое информационное пространство - основу
для внедрения новейших технологий управления железнодорожным
транспортом.
Итак, меморандум подписан. Станут ли "русский с китайцем
братьями навек", пока не совсем ясно. Но то, что железнодорожники
двух держав мира уже изъявили желание объединить свои усилия,
говорит о многом: и о развитии экономик этих государств, и об
улучшении их транспортных систем, и о перераспределении мировых
грузопотоков. В любом случае это принесет нашей стране
дополнительные дивиденды. А их нам так не хватает...
Игорь Дубровин.




04-09-2001, Труд