непонятно, как они летают
".
Так оценил состояние большинства отечественных авиакомпаний
руководитель государственного Центра по безопасности полетов.
Похоже, худшие опасения, высказываемые в последнее время
различными СМИ по поводу истинной причины плачевного состояния
отечественной гражданской авиации, сбываются. До поры до времени
тщательно скрываемое авиационными чиновниками тайное стало явным.
Такой вывод можно было сделать, побывав на прошедшем в
Государственной службе гражданской авиации (ГСГА) РФ совещании с
участием руководителей департаментов этого ведомства, а также
всех его территориальных управлений.
Поводом для столь подробного анализа состояния отрасли
послужил разбор причин июльской катастрофы самолета Ил-76 в
Чкаловском. Специалисты-расследователи обнародовали перед
присутствующими такой серьезный букет нарушений, допущенных при
подготовке и взлете погибшего воздушного грузовика, что даже
видавшие виды асы стали чесать затылки. Кроме явных ошибок,
допущенных экипажем, как оказалось, чуть ли не впервые
собравшиеся вместе в одной кабине, обнаружена подделка
документов, касающихся и состояния машины, и ее важнейших узлов,
и взлетной массы (она превышала допустимую на две с половиной
тонны), и центровки, и готовности к полету второго пилота с
проверяющим... Специалисты летной службы насчитали около трех
десятков отклонений от нормативных документов. Не лучше обстояло
дело и с аэродромными службами.
Кстати, еще по меньшей мере два десятка таких самолетов,
предположительно с просроченным сроком эксплуатации бороздят ныне
просторы мирового воздушного океана. И если их заводские
"паспорта" подделаны так же, как и формуляр машины, потерпевшей
бедствие, то хоть срочно ставь на прикол всю отечественную
флотилию Ил-76, являющуюся самой многочисленной в области
грузовых перевозок. Впрочем, похоже, не только Ил-76.
Когда специалист в области безопасности полетов заключает свою
речь словами: "Я не знаю, как они летают", - то нам, пассажирам
наступившего нового века, впору пересаживаться на гужевой
транспорт. Прав генеральный конструктор ильюшинской фирмы Генрих
Васильевич Новожилов, сказавший, что за все 53 года своей работы
ничего подобного не слыхивал...
Меры, хотя и запоздалые, Государственная служба гражданской
авиации намерена предпринять в самое ближайшее время. Специалисты
ГСГА проведут беспрецедентную ревизию всей отрасли: и по части
работы личного состава, и по части используемой авиатехники.
Сотрудники авиаслужбы уже сегодня намекают на то, что доброй
половине авиапредприятий и авиаремзаводов грозят лишение
сертификатов и остановка производства.
Андрей ЕЛИСТРАТОВ.
04-09-2001, Труд