Карел готт: звоните только с хорошими новостями
ЗАВТРА В МОСКВЕ ПОСЛЕ 12-ЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА ВЫСТУПАЕТ С
КОНЦЕРТОМ ЗНАМЕНИТЫЙ "ПРАЖСКИЙ СОЛОВЕЙ".
В жаркий августовский полдень "загораю" в одной из бесконечных
пробок, которые после наводнения и затопления метро стали для
пражан непременным атрибутом езды по городу. Из приемника льется
мягкий и такой знакомый тенор. Карел Готт поет что-то из своего
репертуара 60-х годов. В этот момент звонит мобильник: "Здесь
Карел Готт. Если есть минутка, помогите расставить ударения в
тексте "Подмосковных вечеров" - ими будем закрывать 6 сентября
наш "концерт звезд" в Кремлевском Дворце съездов".
Работаем без отрыва от руля - благо пользоваться им все равно
почти не приходится, колонна машин в районе Национального музея
ползет медленнее черепахи. Наконец закончили. Слова благодарности
с его стороны, пожелания успеха в Москве - с моей. А я вспоминаю
не менее жаркий день неделей раньше, который мы провели вместе
на вилле певца, что возвышается на холме над пражским районом
Смихов, часть которого тогда еще была затоплена разбушевавшейся
Влтавой.
Эта вилла - достопримечательность - и по своему расположению,
дизайну, интерьеру, а главное, потому что здесь живет Готт -
неугасающая звезда чешской и мировой эстрады. В Германии его
популярность такова, что немецкие турфирмы часто включают осмотр
виллы снаружи в программу групп, которые едут в Прагу. А в самом
доме все настолько просто и уютно, что помогает понять внутренний
мир этого артиста и великого труженика, который в свои 63 года
считает, что обязан постоянно удивлять поклонников новыми песнями.
Мы с Карелом - ровесники, и многие события в его родной, а
мною любимой стране переживали если не вместе, то рядом. Я помню
его в начале 60-х на Вацлавской площади или на Малой стране,
куда-то спешащего пешком, в узеньких брюках на длинных, худющих
ногах. Тогда он начинал выступать на эстраде и одновременно учился
классическому бельканто в консерватории, без чего в те времена
певца и артиста не принимали всерьез, как он говорит, "люди в
черных фраках". Успех к нему пришел быстро, и он завоевал редкое
полвека назад в соцлагере право "петь джаз".
Карел вспоминает первые свои зарубежные гастроли. Это была
большая поездка в СССР: Москва, Ленинград, Киев, Ереван, Тбилиси.
Потом были десятки поездок в нашу страну, запись пластинок на
фирме "Мелодия", совместная работа с советскими мастерами эстрады.
Последний короткий визит состоялся 12 лет назад. Он был у нас
со своей группой "Карел Готт Бэнд".
Мне лично было особо интересно выяснить, как он себя чувствовал
при поездках в СССР после подавления режимом Брежнева так называемой
" Пражской весны" и оккупации Чехословакии в августе 1968 года.
Конечно, говорит певец, это был шок: к нам вторглись не какие-то
тевтонцы, а братья -славяне. Многие чешские артисты и интеллектуалы
объявили агрессивному соседу полный бойкот. Готт решил иначе:
несмотря на неприятие официальной политики Кремля, он будет петь
для своих, тогда уже многочисленных, русских поклонников.
Политикой Карел никогда не занимался, но за свою долгую карьеру,
говорит он, ему довелось встречать в разных странах множество
интересных людей, в том числе знавших и даже делавших большую
политику. Из этих контактов возникали совершенно неожиданные,
порой экстравагантные версии известных событий. Например, "Пражская
весна", убежден он, была "организована" КГБ, чтобы избавиться
от тогдашнего "лучшего друга СССР" президента Новотного, который
противился размещению в Чехословакии новых ракет. События, однако,
вышли из-под контроля. Пришлось вводить войска.
Раз уж разговор зашел о политике, хочу рассказать еще один
факт из жизни артиста. Он, оказывается, не только певец, но и
художник. Передо мной недавно изданный в Праге альбом "Карел
Готт: картины, или Почему для меня так важно рисовать". В нем
около 50 репродукций работ разных лет - рисует Карел с детства,
хотя художественного образования не получил. Много прекрасно
нарисованных парадоксов. Например, "Мона Лиза пришла в современное
кафе" или "Ленин в Цюрихе" - картина, на которой вождь пролетариата
изображен в окружении куртуазных дам.
- Большевистская революция, - комментирует художник,- рождалась
в светских салонах и кабинетах банкиров, потому что Запад всегда
хотел таким путем сдержать бурный рост России...
Напомню читателю: Карел Готт за четыре десятилетия на эстраде
22 раза выигрывал ежегодный конкурс "Золотой соловей" в Чехословакии
и 5 раз - "Чешский соловей" после раздела государства. Пять раз
он был объявлен в своей стране "личностью года", стал кавалером
"Золотой иглы" фирмы "Полидор", обладателем "Золотых ключей"
Интервидения, "Золотой арфы" в Штутгарте, получал премии в Каннах
и даже в Токио, долго гастролировал в лучших казино Лас-Вегаса,
где выступали Фрэнк Синатра и Дюк Эллингтон и где он был представлен
как "первый коммунист в Лас-Вегасе" и "величайший певец из Европы".
На полках и стенах виллы с трудом умещаются золотые и платиновые
пластинки, компакт-диски, аудиокассеты. Общее количество проданных
альбомов с записями Готта насчитывает более 27 миллионов дисков.
На вопрос о том, как он относится к этим призам и вообще к
славе, певец ответил без ложной скромности:
- Да, это важная часть моей работы, а значит, и моей жизни.
Причем особенно важно участие в конкурсах. Они, как всякое соревнование,
порождают не просто поклонников, но и ярых болельщиков. Азарт
по-своему служит искусству. В то же время понимаю, как велика
мера ответственности за каждый шаг, пусть даже в повседневной
жизни, за каждое неосторожно сказанное слово. Ведь вы, журналисты,
в погоне за сенсацией подчас не щадите артиста, а он так уязвим...
Вокруг личной жизни Карела Готта, и, правда, все время идут
пересуды и в СМИ, и в обществе. Он никогда не был женат.
- Просто так складывались жизнь и карьера, - объясняет Карел.
- Я никогда не мог себе позволить принадлежать одной женщине.
И даже в самые последние годы, когда связи с партнершами стали
более стабильными, в конце концов я с ними расстаюсь. Причем
расстаюсь по-доброму, со взаимным пониманием пределов и возможностей
каждого.
Кстати, вскоре после нашей встречи газета "Блеск" вышла с
сенсационной новостью на первой полосе: чешские поклонницы Готта
плачут, а он - возможно даже на концерте в Москве 6 сентября
- объявит о своей помолвке с 26-летней переводчицей Иваной Махачковой,
с которой был близок в течение всего последнего года. В субботнем
выпуске газеты "Вечерни Прага" сам певец дезавуировал это сообщение.
Как будет дальше, покажет жизнь.
И, наконец, последний вопрос: секрет творческого долголетия.
- Во-первых, - по словам Карела, - это постоянная неудовлетворенность,
стремление сделать сегодня лучше, чем вчера, поиск новых форм
самовыражения в нынешней действительности, где искусство, а эстрада
тем более - это очень большой рынок с очень жесткой конкуренцией.
Во-вторых, это живой контакт с людьми во время концертов. Они
своей бурной реакцией, часто граничащей с восторгом, заряжают
меня положительной энергией, добавляют сил.
- Выходит, вы вроде вампира?
- Нет, я ведь тоже им отдаю все, что могу, иногда даже больше.
Иначе работать не умею.
Не эта ли жизненная философия Готта породила фразу, которую
я услышал на автоответчике его мобильного телефона: "Позвоните
мне, пожалуйста, позднее, но только в том случае, если у вас
для меня хорошие новости". Перед выходом на сцену он старается
избегать непредвиденных встреч, панически боится, что кто-то
может сказать: у меня возникли проблемы. Боится, что это может
испортить ему и публике весь концерт.
Вторая половина августа для многих в Европе и для всех пражан
изобиловала грустными новостями. Так распорядилась природа. Надеюсь,
что московская публика встретит "пражского соловья" и его спутников
только положительными эмоциями. Тем более что прибыль от "концерта
звезд" в Кремле уже решено направить в фонд помощи жертвам катастрофы.
Владимир ШЕЛЕПИН, соб. корр. "Труда"
04-09-2002, Труд