TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

НУ СКОКО ТЕРПЕТЬ ТАКУЮ РЕКЛАМУ? Реклама до такой степени проникла в американскую жизнь, что если бы в одно удивительное ..

НУ СКОКО ТЕРПЕТЬ ТАКУЮ РЕКЛАМУ?
"Реклама до такой степени проникла в американскую жизнь, что
если бы в одно удивительное утро американцы, проснувшись, увидели,
что реклама исчезла, то большинство из них очутилось бы в самом
отчаянном положении... Жизнь усложнилась бы до невероятия. Над
каждым своим жизненным шагом приходилось бы думать самому".
Так писали в "Одноэтажной Америке" еще в середине 30-х годов
Илья Ильф и Евгений Петров. В ту пору у нас считалось, что качественные
изделия не нуждаются в рекламе, она напрямую связывалась с намерением
не очень добросовестных людей всучить нам свой залежалый товар.
Когда на наших телеэкранах впервые появилась реклама - а было
это в 70-е годы, во время международных футбольных матчей, где
по периметру поля стояли щиты разных мировых фирм-производителей,
- знаменитому спортивному комментатору той поры Николаю Озерову
приходилось всякий раз извиняться перед зрителями: таковы, мол,
условия трансляции матчей, проводимых УЕФА, тут нет никакой нашей
инициативы и ни одной копейки от рекламы мы не получаем.
В 1990 году на тогдашнем ЦТ за минуту до начала главной информационной
программы "Время" вдруг появлялось название одной известной итальянской
фирмы (здесь и ниже не стану упоминать никого из рекламодателей,
чтобы меня не заподозрили в потворстве их бизнесу). Помнится,
тогда я разразился публикацией, где не поленился подсчитать,
сколько часов, месяцев, лет (суммарно) крадет из жизни многомиллионного
населения одна эта бесцельно проведенная зрителями у экранов
минута. Получилась какая-то астрономическая цифра.
Сегодня это смешно - по сравнению с тем временем и теми суммами,
что связаны с рекламным бизнесом в эфире. Нетрудно догадаться:
если бы аппетиты всех сторон рекламного процесса были поумереннее,
если бы законодатели решительнее защищали интересы миллионов
зрителей, если бы деятели искусства, снимающиеся в рекламных
сюжетах, были строже в оценке того, что им предлагают делать
на экране, - многие раздражающие общественное мнение моменты
в организации телерекламы можно было бы без особых трудов исправить.
Скажем, запретить прерывать в эфире фильмы, в особенности классические.
Эта мера в ряде стран уже узаконена, наши же думцы ограничились
смехотворной полумерой: наложили запрет лишь на короткие, менее
четверти часа, программы, на передачи для детей.
Зрителей справедливо возмущает, когда одна и та же реклама
по многу раз повторяется даже внутри одного блока. Телеканалы,
заключившие контракт на количество показов, не следят, чтобы
развести их по сетке вещания. Я уж не говорю о тематических совпадениях:
скажем, одна за другой идут рекламы средства для похудения, доказывающие,
что именно оно и никакое другое дает замечательный эффект.
О рекламе медицинских средств стоит сказать особо: достаточно,
оказывается, выложить кругленькую сумму, чтобы на телеэкране
день и ночь крутилась похвала сомнительному снадобью. Наша газета
писала недавно об отсутствии каких-либо целебных свойств у широко
разрекламированного в эфире циркониевого браслета. Известные
кинематографисты, к сожалению, своим авторитетом поддерживали
иллюзию, будто это средство снижает артериальное давление. Один
популярный артист в рекламном раже даже заявил о себе: "Давления
- никакого!", забыв, очевидно, что такое бывает лишь с покойниками.
Особое возмущение вызывают две темы в рекламе - прокладки
и пиво. Первые - из-за бесцеремонного вторжения в сугубо интимную
сторону жизни прекрасной половины человечества. Второе - в связи
с угрозой алкоголизма среди несовершеннолетних. На этой неделе
Патриарх всея Руси Алексий II в очередной раз упрекнул ТВ в создании
привлекательного образа подростка с пивной бутылкой в руках.
Надо признать: резкая общественная критика не прошла даром.
В последнее время стало чуть меньше рекламы тех же прокладок
на экране. Стали чаще появляться рекламные клипы, сделанные с
воображением и с юмором. Назову, скажем, три сюжета, стилизованные
под всенародно любимые кинокомедии: "Добро пожаловать, или Посторонним
вход воспрещен", "Берегись автомобиля" и "Подкидыш". Или забавную
рекламу-сценку с продавцом, который все спрашивает у покупательницы,
"скоко" ей взвесить товара. Если уж суждено нам каждодневно общаться
с телерекламой, то пусть она будет хорошо сыгранной актерами,
умело поставленной и снятой.
Жаль, конечно, что сегодня на экранах почти не осталось так
называемой "социальной", служащей благородным общественным целям
рекламы. Помните: "Позвоните родителям"? Или превосходная, снятая
на высоком художественном уровне серия "Всемирная история". Или
антиникотиновый клип с пепельницей, полной трупов, с которого
началась слава Ю. Грымова...
К сожалению, сейчас все меньше тех, кто готов выложить кругленькую
сумму за нравственное или физическое совершенствование сограждан.
Государство, ссылаясь на напряженку с бюджетом, перестало субсидировать
социальную рекламу, а толстосумы радеют лишь о своих финансовых
интересах.
Анри Вартанов.




04-09-2002, Труд