Любвеобильная марлен
ЗНАМЕНИТАЯ АКТРИСА НЕ ОТКАЗЫВАЛА СЕБЕ В
ЛЮБОВНЫХ РАДОСТЯХ.
"В Европе не имеет значения, кого любить - мужчину или женщину.
Можно любить кого угодно, если есть привлекательность" - эти
слова принадлежат знаменитой немецкой актрисе и певице Марлен
Дитрих, о жизни которой сложено немало легенд. Критики, любители
кино во всем мире и по сей день восхищаются ее талантом, блистательным
исполнением ролей во многих фильмах, будь то "Голубой ангел",
принесшая ей всемирную известность, либо "Свидетель обвинения",
где она сыграла роль циничной преступницы...
Незатухающий (как водится, когда речь о звездах) интерес по-прежнему
вызывают и ее многочисленные любовные романы. Избранниками сердца
Марлен становились самые блистательные мужчины своего времени.
Недавно в мировой печати появился список, состоящий из фамилий
четырех десятков знаменитостей, которые, как утверждается, в
разное время были ее любовниками. В их числе фигурируют, конечно
же, киноактеры - Юл Бриннер, Кирк Дуглас, Гарри Купер, Джон Уэйн,
Берт Ланкастер, Фрэнк Синатра и т.д. Есть среди них и писатели:
Бернард Шоу, Уильям Сароян, а также военные - генерал Джордж
Паттон. "... я разминулась с несколькими удивительными мужчинами,
как проплывают мимо светящиеся ночные корабли. Однако я уверена,
что их любовь ко мне длилась бы намного дольше, если бы я сама
была кораблем, стоящим в гавани". Такое признание актриса сделала
в своей книге воспоминаний "Размышления", в которой рассказала
о своей долгой жизни. Интересно, что на русский язык эту книгу
перевела наша замечательная, к сожалению, уже ушедшая из жизни
певица Майя Кристалинская.
В своих воспоминаниях Марлен утверждала, что "физическая сторона
любви" у нее всегда была связана только "с большим глубоким чувством",
и ей всегда претил принцип "сегодня здесь, завтра там". Именно
друзьями она называет многочисленных мужчин, с кем ей довелось
встретиться на разных этапах своей жизни. Исключение делалось
для немногих. Марлен подробно пишет о своей любви к знаменитому
французскому актеру Жану Габену, с которым она впервые встретилась
в Голливуде, куда тот приехал из оккупированной фашистами Франции.
"Его внешняя грубоватость и жесткие манеры наиграны, - писала
о нем актриса. - Он самый чувствительный, самый нежный из всех,
кого я встречала". До конца своей жизни Марлен сохраняла трепетные
чувства к Габену. "Моя любовь к нему осталась навсегда, - признавалась
она в своих воспоминаниях. - Я любила его как собственного ребенка,
он заменял мне дочь в те дни, когда ее не было со мной. Он был
добрым и полным понимания, к которому стремится каждая женщина...
Он был идеалом мужчины".
Как говорил сделавший Марлен знаменитой режиссер фон Штернберг,
у нее не было ничего от секс-бомбы. Но она обладала чем-то большим
- ангельским шармом, сводившим с ума и мужчин, и женщин. Перед
этим шармом не смог устоять знаменитый немецкий писатель Эрих
Мария Ремарк. М. Дитрих познакомилась с ним в Венеции. Они разговорились
на пляже, и Ремарк сказал: "Давайте уйдем отсюда и поболтаем".
"Я последовала за ним, - пишет М. Дитрих. - Я последовала за
ним и в Париж".
Особый след в жизни Марлен оставила встреча с Э. Хемингуэем.
Она познакомилась с писателем, когда плыла на пароходе из Европы
в Америку. Во время одного из светских приемов, устроенных в
ходе морского путешествия, она увидела, что за столом, куда ее
пригласили, сидят двенадцать человек. Будучи суеверной, Марлен
не захотела оказаться тринадцатой, о чем она и сказала присутствовавшим.
Но никто не захотел пересесть за другой стол. "Вдруг передо мной
возникла могучая фигура, - вспоминала М. Дитрих. - Прошу садиться,
я буду четырнадцатым!". Это был Хемингуэй". От неожиданности
Марлен воскликнула: "Кто вы?", хотя всем уже была известна характерная
внешность знаменитого американского писателя. Любовь к Хемингуэю,
как считает актриса, не была мимолетной привязанностью. Просто
им не приходилось бывать часто вместе - "или он был занят какой-нибудь
девушкой, или я не была свободна, когда был свободен он. Я полюбила
его с первого взгляда, - признавалась Марлен, - ... любовь между
Эрнестом Хемингуэем и мною была чистой и безграничной - такой,
наверное, уже не бывает в этом мире".
Эффект разорвавшейся бомбы вызвали сообщения о любовной связи
М. Дитрих с президентом США Джоном Кеннеди. Их короткая встреча
произошла в 1962 году. Ей было 58, а ему - 45. Об этом свидании
Марлен, якобы спустя годы, рассказала критику Кеннету Тинану,
который записал ее признание в своем дневнике. А потом журнал
"Нью Йоркер" опубликовал его на своих страницах. Вот что произошло.
Примерно в шесть тридцать вечера Марлен приехала в Белый дом
"Я полагаю, - сказал Кеннеди, - у нас не займет это много времени".
"Я думаю, что нет, Джек", - ответила Марлен. "Все прошло быстро,и
все оказалось чудесным", - рассказывала Марлен. Уже через двадцать
минут они расстались. Президент проводил ее до лифта и велел
вызвать машину, которая отвезла ее в отель. Но перед тем как
расстаться, он спросил: "Ответьте мне только на один вопрос:
у вас что-нибудь было подобное с моим отцом?". Известный политик,
Джозеф Кеннеди, в начале 30-х годов действительно находился в
приятельских отношениях с М. Дитрих. Правда, одновременно он
поддерживал весьма интимные отношения с другой кинозвездой той
эпохи - Глорией Свенсон. "Нет, Джек, у меня ничего не было с
ним", - ответила Марлен. "Что ж, - произнес президент, - хорошо,
что хоть в этом я опередил его". Дверь лифта закрылась. Больше
она никогда не встречалась с президентом.
В 30-е годы Марлен Дитрих часто появлялась на киноэкране в
мужской одежде - во фраке и цилиндре, возбуждая своим внешним
видом не только мужчин, но и женщин. Среди них самой знаменитой
была французская певица Эдит Пиаф. Марлен увлеклась ею в разгар
своего романа с Жаном Габеном. В ее воспоминаниях сохранилась
такая загадочная фраза, касающаяся встреч с Эдит Пиаф: "Наши
отношения были очень нежными, хотя вряд ли можно назвать их любовью...
"
Но было бы неправильно, разумеется, полагать, что чуть ли
не все незаурядные мужчины, с которыми жизнь сводила М. Дитрих,
становились ее любовниками. Марлен, например, испытывала дружеские,
полные восхищения чувства к некоторым из наших соотечественников.
Она тепло вспоминает о своей встрече с композитором Игорем Стравинским.
Актриса преклонялась перед творчеством Константина Паустовского.
Марлен впервые встретилась с ним незадолго до смерти писателя,
когда приехала на гастроли в Москву. После концерта Паустовский
поднялся на сцену, и М. Дитрих опустилась перед ним на колени.
Да, в этом была вся Марлен, которая с потрясающей силой и эффектом
умела выражать свои чувства. Я хорошо помню, как снимок с коленопреклоненной
Марлен обошел тогда все советские газеты. В своих воспоминаниях
М. Дитрих писала, что встретила Паустовского "слишком поздно"...
Остается только гадать, что скрывалось за этими словами.
Марлен с восторгом писала и о Святославе Рихтере, называя
его "великим русским пианистом". Но, по мнению Марлен, Рихтер
никогда не считал себя великим. "Немногим, даже большим художникам,
свойственно это", заключает актриса.
И все же при всех своих многочисленных любовных похождениях
(а может, и поэтому) она всегда чувствовала себя одинокой. "Одиночество
- нелегкий удел, -признавалась Марлен. - Бывают дни и ночи, в
которые веришь, что нет ничего лучше одиночества, но затем наступают
дни и ночи, которые с трудом можно переносить одной. К одиночеству
привыкаешь после определенного времени, но примириться с ним
трудно... "
Никита Шевцов.
04-09-2002, Труд