TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Пожарные, которые льют масло в огонь

Немецкий еженедельник "Виртшафтсвохе" опубликовал статью о
Международном валютном фонде, которую мы приводим с сокращениями.
Циники рекомендуют для общения с МВФ план из трех пунктов:
во-первых, отрицайте, что существует угроза экономического
кризиса, - тем достовернее прозвучит тогда последующая просьба о
помощи. Во-вторых, объявите, что переговоры с МВФ скоро
завершатся, - тогда финансовые рынки, обрадовавшись, усилят нажим
на МВФ. В-третьих, обещайте все и поручите чиновникам из вашего
министерства придумать объяснения, почему опять все идет вкривь и
вкось.
Такими же предсказуемыми являются и рецепты вашингтонских
бюрократов МВФ: процентные ставки и налоги повысить,
государственные ассигнования сократить и параллельно с этим
провести полную перестройку всей экономической системы. Но
становится все более понятным то, что еще несколько месяцев назад
твердил гарвардский экономист Джеффри Сакс: МВФ похож на пожарную
команду, "которая подливает масло в огонь".
Фатальной оказалась прежде всего политика высоких процентных
ставок, которую МВФ навязывает своим азиатским "пациентам". С
помощью этой политики МВФ хотел стабилизировать обменные курсы
Индонезии, Южной Кореи и Таиланда, но выстрел прошел мимо цели.
Чтобы не допустить дальнейшей ревальвации южнокорейской воны,
центральный банк в Сеуле отменил ограничения на покупки долларов.
"Такая политика разрушает экономику, - заявляет Тим Кондон,
экономист из брокерской компании "Морган Стэнли" в Гонконге, -
средний класс уничтожается". Поэтому в Индонезии в скором времени
100 млн. человек будут вынуждены обходиться менее чем 1 долларом
в день и уже сейчас растет детская проституция.
Еще больший удар нанесли общие сокращения государственных
ассигнований, навязанные МВФ. "С сомнительными последствиями для
распределения доходов и потенциала роста, - утверждает боннский
экономист Юрген фон Хаген, - правительства вычеркивают то, что
легко можно вычеркнуть: социальные пособия для бедных и
инвестиции в инфраструктуру и образование". Даже индонезийскому
правительству МВФ разрешил значительно увеличить дефицит бюджета
только после майских беспорядков.
Не менее проблематична и одержимость МВФ манией перестройки
всей экономической системы в условиях кризиса ликвидности. МВФ
должен был убедить банки- кредиторы в том, что проблема Южной
Кореи заключается главным образом в краткосрочности ее
иностранных долгов, критикует фонд экономист из Гарвардского
университета Мартин Фелдстайн. Но МВФ, настаивая на том, чтобы
Сеул боролся с коррупцией, сокращал субсидии, пересмотрел
трудовое законодательство и т.д., внушил, что "эта страна не
сможет платить долги, пока вся экономическая система не будет
реформирована", делает вывод Фелдстайн. Таким образом, МВФ не
укрепил доверие к себе, а подорвал его.
Кроме того, интервенционистская стратегия МВФ "просто очень
дорого обходится", считает президент немецкого федерального банка
Ханс Титмайер. С тех пор как разразился азиатский кризис, она
обошлась в общей сложности в 140 млрд. долларов. Чем более далеко
идущие требования предъявляются, тем дороже обходится их
выполнение и тем больше становится потребность в помощи. Поэтому
за нынешние финансовые трудности МВФ отвечает только один
виновник: сам МВФ. Палата представителей США не так уж не права,
когда блокирует выделение денег Международному валютному фонду.
МВФ все это не тревожит. Заместитель директора- распорядителя
МВФ Стэнли Фишер заявляет, что предоставление кредитов "с самого
начала требует, чтобы политики принимали нужные меры".
Сомнительная логика:
ведь если лекарство слишком горькое, то больные страны могут
отказаться от необходимого похода к врачу и, чего доброго,
заразят тем временем другие страны.




04-09-1998, Труд