Обитель над облаками
СЕРГЕЙ БИРЮКОВ,СПЕЦ. КОРР. "ТРУДА".
ПУТЬ В НЕЕ ПОНЕМНОГУ ОСВАИВАЮТ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПИЛИГРИМЫ.
Дорога упрямо взбирается вверх. На крутых горных склонах
какой-то фантасмагорической россыпью проглядывают разноцветные
крапины - человеческое жилье. И как туда забираются люди? Как
живут, строят дома, обрабатываются поля, наклоненные к горизонту
градусов на 45? Долина постепенно превращается в теснину, на дне
которой пенится водный поток. У невесть как оказавшегося здесь
уютного ресторанчика автобус останавливается. Дальше предстоит
подъем по крутой тропе.
Стежке, продирающейся вверх сквозь густые заросли, кажется, не
будет конца, и вдруг деревья расступаются.
Глазам предстает захватывающая дух картина: мощная каменная
кладка, четыре яруса окон, галерея над ними - и все это
немыслимым образом "влеплено" в абсолютно вертикальную скалу,
уходящую ввысь еще на пару сотен метров.
Монастырь Сумела. Я видел его на фотографиях. Но какая
фотография передаст влажность горного воздуха, эту гулкость
шагов, этот сумасшедший панорамный охват: само циклопическое
сооружение, у ворот которого находишься, кажется, крупинкой на
гигантской груди "утеса-великана".
Что побудило людей построить обитель в этом надоблачном месте?
Сумелу основали два странствующих монаха - Варнава и Софрониос.
Это было в V веке, при римском императоре Феодосии II. Монахи
проповедовали, нося с собой сокровище - чудотворную икону Девы
Марии, писанную, по преданию, самим апостолом Лукой. Во главе
группы последователей они и забрели в ущелье, что к югу от
черноморского города Трапезунда (современного Трабзона), да и
остались тут навсегда, видимо, плененные дикой красотой этих
мест. Устроили церковь в скале, кельи в близлежащих пещерах. То
ли от темного колорита старинной иконы, то ли от цвета окружающих
горных пород ("мелас" по-гречески означает "черный") произошло,
как принято считать, само это название - Сумела.
Много веков жил и процветал православный монастырь.
Продолжалось это и после завоевания края турками- османами -
они выказывали уважение к обители. Так, султан Явуз Селим,
заболевший во время путешествия и вылечившийся как раз в Сумеле,
в 1512 году прислал монастырю богатые дары - пять масляных
светильников, украшенных драгоценными камнями.
В XIX веке к комплексу сооружений на узкой скальной площадке
прибавилось громадное пятиэтажное "ласточкино гнездо", и весь
архитектурный ансамбль приобрел современный вид.
Но следующее, ХХ столетие оказалось для Сумелы роковым.
С распадом Османской империи на территории Турции вспыхнула
война. Греческое население, веками жившее бок о бок с турецким,
эмигрировало. В 1923 году монастырь опустел. Монахи мало что
успели взять с собой - видимо, не предполагали, что уходят
навсегда. Обитель была предоставлена стихиям и воле охотников до
легкой наживы.
Турецким реставраторам, пришедшим сюда в 60-е годы, предстала
грустная картина...
Может, оттого и сегодня ступаешь по камням Сумелы с таким
щемящим чувством, что вспоминаешь сходную судьбу российских
святынь, по которым прошелся молохом век страшных социальных
катаклизмов.
А отечественные путешественники понемногу начинают осваивать
путь в Сумелу. Ведь это, по современным понятиям, совсем рядом -
лишь перелететь через Черное море.
ТРАБЗОН - МОСКВА.
04-09-1998, Труд