TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Шедевры

ХУДОЖНИК И ГЕРЦОГИНЯ.
ПОЛИНА СОЛОВЕЙ.
В Государственном Эрмитаже 3 сентября открылась выставка двух
картин. В Петербург из музея Прадо прибыли две махи - "Маха
одетая" и "Маха обнаженная" кисти великого испанца Франсиско
Гойи.
Эти картины уже давно признаны чудом живописи и национальным
достоянием Испании. Но в них есть тайна, которую разгадывали и
досужие собиратели сплетен, и серьезные писатели, и строгие
исследователи.
...Художник, вышедший из низов, и гордая герцогиня Альба.
Плебей и аристократка. Стареющий, глохнущий, некрасивый
мужчина и молодая, капризная, непредсказуемая красавица. Великий
талант и покровительница искусств. Вот что мы знаем о них. Но
знаем ли мы, что их связывало? Действительно ли долгие годы они
любили друг друга? И действительно ли на этих двух картинах -
она, герцогиня Альба?
Гойя часто гостил в одном из 17 замков герцогини. Часто писал
и рисовал ее. На одном из портретов, где она изображена в костюме
махи, недавно была обнаружена надпись "Только Гойя", на которую
герцогиня указывала пальчиком. Эти слова были тщательно замазаны
краской.
Выставлять напоказ свои чувства было опасно даже в куртуазном
XVIII веке, когда замужняя знатная дама не просто могла, а была
обязана иметь поклонника - кортехо.
Но глубокая страсть, серьезное чувство? Это - вызов обществу,
нарушение приличий и правил. Этого не прощали ни в XVIII веке в
Испании, ни в XIX - в России (вспомним Анну Каренину).
Всматриваясь в эти картины, хочется понять, любила ли эта
прекрасная женщина человека, которому позволила изобразить себя
нагой? Запрет инквизиции изображать нагое тело был строг, и
позволить себе подобную вольность могли только избранные.
Герцогиня Альба была одной из них. Ее дед, который по знатности и
богатству считал себя равным королю, воспитал свою Каэтану на
книгах Руссо. А своевольный характер толкал ее на рискованные
капризы.
Художник же рисковал еще более. Почему же первый живописец
королевства решил нарушить запрет? Ведь он мог потерять все, чего
добился годами труда, покорности и унижений. Любовь ли к женщине
его заставила сделать это?
Или любовь к искусству? Он говорил, что его учителями были
природа, Веласкес и Рембрандт. Природа создала прекрасное женское
тело, и Веласкес и Рембрандт его изображали. Неужели он, Гойя,
устрашится и не напишет ту, которую поэты называли Венерой,
звездой любви, первой красавицей Испании?
Кстати, обе махи висели в кабинете князя Мануэля Годоя,
фаворита королевы, в кабинете, специально предназначенном для
картин с обнаженной натурой. И махи эти назывались тогда
Венерами. А кто же такие махи? Это женщины из простонародья,
часто цыганки, в любви они были пылкими и непостоянными: "На
улице королева, в церкви - ангел, в постели - сатана". А та
женщина, что на картине, - тоже такая? Прозрачная светлая ткань
облегает тело. Острый, какой-то допрашивающий взгляд, и ни
проблеска улыбки. Гойя изобразил любовь и красоту по- испански
грозной, зловещей и прекрасной.
История самих этих картин тоже имеет трагические страницы. В
1814 году они вместе с тремя другими полотнами из кабинета Годоя
были переданы в инквизицию.
"Выпустили" их лишь через 20 лет. А в 1900 году они были
показаны на выставке. Уже почти сто лет картины находятся в музее
Прадо и оттуда отправляются путешествовать по миру. Были в
Лондоне, Женеве, Нью-Йорке. В Петербург прибыли на два месяца -
по обмену: несколько лет назад в Испании были выставлены два
шедевра из Эрмитажа - "Мадонна Литта" Рафаэля и "Лютнист"
Караваджо.
Молодая, пылкая и одновременно целомудренная - кто же она?
Каэтана Альба или просто испанская женщина, олицетворение любви и
страсти?
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.




04-09-1998, Труд