взрослая дочь молодого человека vis felix esse - esto! если хочешь быть счастливым - будь! преподаватель латыни мария филиппенко стала учителем года
Кепка - козырьком назад, молодежное полупальтишко, брючки -
это Маша Филиппенко на улице. Но вот она стремительно распахивает
дверь класса - очень важно с ходу завести ребят: "Поговорим о
Цицероне:" Это уже "Марь Санна". В московской государственной
гимназии N 1567 она преподает латынь, которая якобы при Пушкине
вышла из моды, с чем Маша в корне не согласна. И что блестяще
опровергла на показательных уроках, став победителем конкурса
"Учитель года". А еще она - дочка знаменитого актера Александра
Филиппенко. Если смотрели с ним пьесу "Взрослая дочь молодого
человека" - это и о Маше.
- Только не в артисты! - говорил папа, когда речь заходила о
Машином будущем. Сам он - физик по специальности, актер по
призванию - терпеть не может "самодеятельность" в театре. Не дай
Бог без таланта обречь себя на актерскую профессию:
- Только не в журналисты, - говорила мама, которая работает в
газете и знает цену строчкам.
Маша поступила в МГУ на классическое отделение филфака. Кроме
латыни и греческого, выучила еще пять языков. Что бы она делала с
таким багажом - неизвестно, если бы на втором курсе ее не позвали
в родную школу. "Спасай, - сказал студентке директор. - Учитель
латыни уходит".
А свою гимназию Маша любила. Перевелась сюда уже
старшеклассницей и только тут почувствовала вкус к учебе. От дома
добиралась двумя троллейбусами и до позднего вечера, по ее
выражению, "зависала" в школе. В общем, стать коллегой тем, кто
ее саму учил, Маша сочла за честь. Так и ответила директору.
Относительно беспечная студенческая жизнь на этом закончилась.
Дни уплотнились: с утра - в университет, с четырех дня - в
гимназию. Больше часа - на дорогу. К ученикам она обращалась
только на "вы". Строго соблюдала дистанцию. А разницы в возрасте
почти не было - два-три года.
Сейчас Мария Александровна ведет спецкурс латыни в шести
группах - по десять человек каждая.
- Мертвый же язык, - удивляюсь я. - Кому он нужен в наше
прагматичное время?
- Никакой он не мертвый, - не соглашается Маша, - наоборот -
вечно живой. Мы с ребятами на уроках ищем латинские корни в
современных словах. "Школа", "директор", "гимназия", "каникулы":
- все оттуда, из латыни. Кто-то из учеников тянет руку: "А поп-
музыка?.." Ну конечно! Так иногда делаем для себя маленькие
открытия.
Когда меня спрашивают, зачем сегодня нужна латынь, я отвечаю
вопросом: а зачем играть на скрипке, если не собираетесь в
музыканты? Это признак высокой внутренней культуры. Кстати, в
Европе считается стильным изучать латинский язык. На нем выходят
газеты. В Финляндии, например, есть радио, которое вещает на
латыни. Наконец, это государственный язык Ватикана.
- Убедили, - сдаюсь я под Машиным напором. Но она уже в
"теме".
- Мы сейчас смотрим на античные скульптуры из белого мрамора.
А они ведь изначально были не белыми - раскрашенными: красные
губы, черные брови. Но со временем краска отмылась, сошла -
остался холодный мрамор. Так и латынь, когда-то на этом языке
люди ругались, объяснялись в любви, рассуждали: Потом Данте
написал "Божественную комедию" на простонародном наречье латыни,
которое стало основой итальянского языка. Но мудрые латинские
изречения, как скульптуры из мрамора, сохранились до наших дней.
- У вас какое любимое?
- Vis felix esse - esto! Если хочешь быть счастливым - будь!
- Разве это не Козьма Прутков?
- Ну что вы! И перефразированное Олешей "Ни дня без строчки"
принадлежит римскому Плинию. Доподлинно: "Ни дня без линии". Так
он сказал о художнике.
С одним Маша не спорит: что латынь трудна для усвоения. Потому
и пытается каждый урок превратить в игру. На Рождество, например,
поставили на латинском спектакль "Вертеп", где ребята играли
волхвов, пастухов, а старца Иосифа изображал любимый Машин
учитель - Лев Иосифович Соболев. Но тема "Третье склонение
существительных" никакой инсценировке не поддается. Класс быстро
устает, внимание рассеивается. "Кто не врубился? - Этот
неожиданный переход на понятный язык встряхивает ребят
моментально. - Только честно?".
Маша еще не забыла студенческие годы, когда сама ночами
просиживала над текстами, не в силах перевести. Однажды даже
разревелась.
От слез сильнее захотелось спать. Чтобы не заснуть, легла на
жесткий пол и ругала себя до тех пор, пока не отогнала сон. К
утру перевод был готов. Прибежала на зачет, а преподаватель
заболел. И главное - что все, кроме нее, об этом накануне узнали
и не явились. Но она себе сказала: я сделала все, что могла. И
это стало ее правилом.
Родительские опасения - как бы дочка не пошла по их стопам -
оказались не напрасными. Гены дают о себе знать. Во всем. К
урокам Маша готовится не менее тщательно, чем отец к спектаклю.
Продумывает драматургию: как войдет в класс, даже во что будет
одета, - и скажет: "Сегодня - дата смерти Цезаря в сенате:"
Пауза.
У нее нет страха перед аудиторией, будь то дети или взрослые.
На центральном телевидении вела ток-шоу для подростков и передачу
"Акуна Матата". Телекамеры ее не смущают, хотя свою порцию
адреналина получает перед каждым выходом. Но так и должно быть,
учит отец, главное - это волнение направить в нужное русло."В
драйв" - по выражению ее продвинутых учеников. Кстати,
Филиппенко- старший любит выступать в Машиной гимназии. Говорит:
детей не обманешь, если им скучно - они будут откровенно зевать.
Но его моноспектакль "Мертвые души" идет здесь на ура.
И с журналистикой у Маши отношения складываются вполне
профессионально. В оставшееся от школы время она сотрудничает в
молодежном издании "Молоток". Ее должность в штатном расписании
-редактор отдела интерактива. Работает с письмами, которые шлют
ребята со всей страны. Ведет смешную колонку "Прохиндей", где под
псевдонимом (каким - не скажу) учит молодежь тому, чему педагог
Мария Александровна учить не станет. Например, как списывать. Там
можно вычитать способ, который придумал и практиковал
Филиппенко-старший. Называется "Слова на ветер". "Берешь
мини-вентилятор на батарейке и направляешь нужные слова по
воздушной струе точно другу в ухо. То-то мой папа школу с золотой
медалью окончил. И меня учил: "Сам погибай, а товарища выручай".
Маша еще ухитряется заниматься переводами, а в вышедшем в свет
томе "Хроники человечества" редактировала весь античный раздел.
Как все успевает - загадка. На банальный вопрос о нехватке
времени отвечает:
- У Горация есть очень хорошее правило: "Лови день". То есть
работай, когда только можешь, и наслаждайся этим моментом.
Да и деньги зарабатывать нужно. Маша хоть и не замужем, но
живет самостоятельно. А учительская зарплата, увы, независимости
не способствует. Хотя, считается, что она у нее приличная, - две
с половиной тысячи. После участия в конкурсе "Учитель года" Маше
Филиппенко присвоили самый высокий 14 разряд. Два показательных
урока: На первом надо было за 45 минут научить незнакомых ребят
чему-то новому. Маша выбрала разбор латинского текста молитвы
"Аве Мария". А на втором - места учеников за партами заняли
педагоги. С ними молодая учительница обсуждала римское право.
Самой понравилось!
- Из школы уходить не собираетесь?
- Когда замечу, что начинаю повторяться, уйду.
Ольга НЕСТЕРОВА.
04-10-2000, Труд