TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

зеркало дало трещину

В почти трехчасовой встрече с родственниками подводников с
"Курска" президент России не раз касался темы ТВ. Комментаторы
тогда сделали упор лишь на те места разговора, где резкой критике
подвергались эфирная ложь и недобросовестность некоторых
телехозяев. Но была в беседе и позитивная программа: "Надо более
талантливо, правдиво, точно и в срок самим осуществлять
информационную политику", - сказал Владимир Путин. И добавил: "Но
это требует сил, средств и хороших специалистов".
"Самим" - это, как можно предположить, государству. У него
ведь за последнее десятилетие резко ослабли позиции "на
телевизионном фронте". Из шести основных метровых каналов только
два - РТР и "Культура" - целиком принадлежат государству. Для
сравнения замечу: столько же имеет один олигарх - Борис
Березовский. Причем два его канала - ОРТ и ТВ-6 - и по охвату
аудитории, и по финансовым возможностям, да и по рейтингу
популярности явно превосходят те, что принадлежат государству.
Если же учесть, что канал "Культура" все-таки, что ни говори,
обращен в прошлое (ибо, лишенный фактически финансирования,
пользуется в основном архивными запасами), то положение госэфира
становится еще сложнее. Одно утешение: в самое последнее время, с
приходом на московский канал Олега Попцова, ТВЦ изменил свою
позицию. Стал все чаще выступать в качестве союзника РТР. Более
того, именно на РТР и ТВЦ происходят сегодня самые значительные
перемены. На этих каналах больше всего новых имен, программ,
свежих решений. Хотя, признаться, пока что они даются очень
нелегко.
Я не разделяю торопливых восторгов по поводу преображения
"Вестей" с приходом на РТР Олега Добродеева. Первый рывок -
усиление оперативности, более современная верстка новостей,
активное использование чисто телевизионных средств -
действительно удался. Сразу же обратило на себя внимание
появление ночного выпуска с Евгением Ревенко. Однако следующего
шага - большего разнообразия и глубины в подаче информации - мы
пока что ждем...
Мало того, с ростом информации на РТР явно просела аналитика.
Последние выпуски "Зеркала" производят невеселое впечатление.
Николай Сванидзе, кажется, рискует превратиться, как говорят в
профессиональной среде, в "подставку к микрофону". От его
претенциозной манеры вещать и "делать политику" не осталось и
следа. Теперь он чаще всего дает официальные материалы. В
минувшее воскресенье ведущий включил в программу одно за другим
три обширных интервью - с президентом, министром финансов,
секретарем Совета безопасности. Они составили львиную долю
хронометража, но дело даже не в этом. Роль ведущего в этих
материалах была минимальной, их вполне можно было бы дать в эфир
и без его участия. Впрочем, уже объявлено о скором завершении
"Зеркала", но пока не известно, что придет ему на смену.
В отличие от РТР, где предпочитают путь постепенных перемен,
на ТВЦ решились на резкие преобразования. Главный выпуск
"Событий" там стали вести сразу четыре журналиста, соединив под
одной крышей информацию и комментарий. А субботнюю аналитическую
передачу "Неделя" попросту закрыли, поставив на ее место
"Постскриптум", который прежде выходил в скромном формате и
касался по преимуществу частных тем. Передача Алексея Пушкова
была хороша как выражение особого мнения по отдельным вопросам.
Теперь ведущему приходится работать в более трудном жанре. Пока
что журналисту явно не хватает широты взгляда, его "дыхание",
если можно так выразиться, коротковато. Для того чтобы найти свое
неповторимое лицо, понадобится время.
Перестройка информационно-аналитического вещания, которая
происходит в последнее время на РТР и ТВЦ, не даст, конечно,
быстрых результатов. Программы художественных и познавательных
жанров скорее обретают желанное своеобразие. Назову лишь два
самых свежих примера, которые внушают надежду. На ТВЦ - это
линейка ежедневных получасовых передач, обращенных к подростковой
аудитории. Поставленные на одно и то же время - 18.00 - они,
уверен, скоро создадут у молодых зрителей привычку не только их
смотреть, но и обсуждать увиденное. Хорошо, что шесть дней недели
- это шесть разных телевизионных жанров. В понедельник -
публицистическая передача, во вторник - телевикторина, в среду -
юридический конкурс, в четверг - телеигра, в пятницу - еще
конкурс, в субботу, наконец, игра интерактивная. При том, что в
последнее время стало модным утверждать, будто ТВ ничему не учит,
заразительность молодежных передач способна ненавязчиво внушать
подрастающему поколению достойную линию поведения. В прошлый
понедельник обсуждалась проблема подростковых самоубийств, в этот
- речь шла о ранней беременности. И вот что отрадно: не впадая ни
в ложный пафос, ни в снисходительное сюсюканье, авторы внушали
своим юным зрителям и трезвые взгляды на жизнь, и посильный в
наше время оптимизм.
А на РТР в минувшую пятницу меня приятно удивило другое. К
65-летию Армена Джигарханяна нам показали "Игру в джин" -
телепьесу для двоих. Юбиляр вместе со своей партнершей Т.Поппе
разыграл драму двух немолодых обитателей заштатного приюта.
Поставленная режиссером Н.Оганесяном незамысловатая история
интересна не столько развитием событий - они вскоре становятся
вполне предсказуемыми, сколько внимательно прослеженной
психологией персонажей. ТВ настолько приучило нас к одномерным
фигурам, что встреча со сложными, противоречивыми характерами
производит впечатление едва ли не триумфа духовности.
Может, кто-то не согласится с моим оптимизмом по поводу
процессов, происходящих на федеральном и муниципальном каналах, а
кто-то по-другому оценит конкретные программы. Вкусы ведь не
сходятся. Меня, признаться, в большей степени радует сама
тенденция. После нескольких лет прозябания эти каналы пытаются
обрести свое лицо.
Анри ВАРТАНОВ.




04-10-2000, Труд