TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ? Анатолий МАРКУША, писатель: - Кажется, проблема прокладок ..

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?
Анатолий МАРКУША, писатель:
- Кажется, проблема прокладок на ТВ несколько потеснилась,
уступив приоритетное место новой теме: "Лучше пиво в руке, чем
девушка вдалеке". А что бы значило "правильное пиво" или -
"продвинутое пиво"? Как понимать - "пиво, которое тебя выбирает"
и еще чище - "пиво с твоим характером"? И такая галиматья атакует
нас с утра до позднего вечера. Как терпеть подобное глумление над
языком и здравым смыслом?
Нажимаю на кнопку переключения программ, слава Богу, от пива
сбежал. На экране "Глас народа". С. Сорокина объявляет тему:
"Могут ли сегодняшние политики служить примером для подражания
детям?" Поводом для такого рискованного разговора послужило
пособие для первоклассников, изданное и распространяемое в
Питере. Оно посвящено правам детей с элементами ориентации их на
примере Владимира Путина в юности. О пособии судить не берусь.
Дискуссия получилась жаркая, с уклоном в политику, высказывались
и демократически настроенные гости Сорокиной, и коммунисты, и
священник: В конце почти скандального пререкания большинство
собравшихся признали:
не стоит все-таки даже лучших политиков с медвежьей
услужливостью ставить в пример детям.
Сорокина решительно ставила на место излишне распоясавшихся
участников, уверенно импровизировала. Эта передача заставила
задуматься о мастерстве телеведущего. Редкая эта профессия
требует бережного к ней отношения. Правильно ли, что с экрана
исчезли В.Флярковский, С.Доренко, блиставший в свое время А.
Невзоров? С ними можно не соглашаться, спорить, им следует, я
думаю, противопоставлять достойных оппонентов, а убирать с экрана
- вряд ли правильно. Это должны понимать и те, кто правит бал на
телевидении.
Аркадий ИНИН, кинодраматург:
- На Олимпиаде был поразительный эпизод: японки, проигравшие в
финале, улыбались на камеру (потому что японцы обязаны всегда
улыбаться), а чуть отвернувшись, не могли удержать слез (потому
что проиграть все-таки обидно).
Из приятных новостей - расширение формата "Интересного кино"
Б. Бермана и И.Жандарева. Эти интеллигентные и остроумные знатоки
киноискусства, конечно, заслуживают не прежней информационной
десятиминутки, а более подробной программы. Тем более что в
России действительно уже появляется "интересное кино".
Труднее пока это сказать про телесериалы. Вот, например,
"Охота на Золушку" - прекрасная актриса, пристойная режиссура,
почти внятный сюжет: Я даже заволновался: неужто мы все-таки
пойдем другим, не "мыльным" путем? Но нет, волнения мои были
напрасны: авторы не подвели, устроили героине катастрофу, отбили
ей память, полная амнезия, в общем, все как у людей - "мыло"
бессмертно!
Александр БРАГИНСКИЙ, кинокритик:
- На НТВ показали документальный фильм Елизаветы Листовой
"К-8. Секретный монумент". Рассказ о гибели одной из первых
атомных подлодок в 1970 году звучит сегодня особенно пронзительно
после недавней трагедии "Курска". В нем много волнующего и
горького - и диалог двух вдов, которые до сих пор со слезами на
глазах говорят о своих погибших мужьях, и интервью спасшихся
тогда офицеров и матросов, с болью констатирующих, что
перепуганное до смерти московское начальство больше думало о
спасении любой ценой секретной субмарины, а не людей:
Все это показано добросовестно, в традициях нашей
теледокументалистики. Ведущая получила всяческую помощь от
командующих флотами - Северным и Черноморским, ей позволили
снимать фильм в точно такой же подлодке, что, надо признать,
очень наглядно дополняет рассказы моряков. Но она пошла, увы,
дальше, иллюстрируя события на терпящей бедствие субмарине с
помощью нынешних подводников, соединяя несоединимое, нарушая тем
самым законы жанра. Возможно, в другом сюжете это было бы
оправдано, но не в данном случае! Ведь каждому телезрителю ясно,
что никто тогда не снимал трагедию людей, задыхавшихся от дыма.
Инсценируя события, Листова заставила нынешних
моряков-подводников даже изображать: трупы погибших. Журналистка
не только поступила неэтично - она существенно снизила
эмоциональное воздействие драмы, превратив документальный фильм в
спектакль.
Юрий КАРЯКИН, критик, литературовед:
- "За" - "против", "понравилось" - "не понравилось". В таких
категориях мы оцениваем обычно прошедшую неделю. А я хочу сказать
о том, что мы не видели. На днях мне довелось посмотреть на видео
телефильм Генриха Белля "Петербург Достоевского", созданный лет
30 назад. Гений немецкий познал гения русского. В ту пору
писатель по политическим причинам был у нас персоной нон грата. А
что сегодня мешает показать его ленту? В ней почти ни слова о
Достоевском, но есть образ и Достоевского, и Петербурга
Достоевского! Другими - и все равно нашими глазами:
В который раз гляжу, наглядеться не могу на А.Битова,
читающего черновики Пушкина, его "Бесы" (канал "Культура" в
прошлый четверг). Гениальная наглядность - рождение гениальных
стихов. "Когда б вы знали, из какого сора:" А ведь это простое
прочтение того, как из черновиков рождался шедевр. Битов открыл
способ понимания Пушкина. По-моему, это конгениально. Боюсь и
радуюсь, как к этому отнесся бы автор.
Я был, конечно, беспредельно наивен, думая, что одной моей
репликой, поддержанной маститыми авторитетами, можно закрыть
псевдоюмористический сериал Е.Петросяна, концентрацию пошлости и
самоупоения. И теперь я не вижу другого способа достичь
поставленной мною цели, как давать Петросяна не раз в неделю, а
каждый день и по всем каналам.




04-10-2000, Труд